Смольный подвел итоги конкурса на право заключения договоров на организацию и выполнение пассажирских перевозок в 2011-2015 годах. Результат выглядит несколько обескураживающим.
На торги выставили 138 лотов, на 39 их них были поданы заявки. Впервые среди условий конкурса были прописаны жесткие требования к технике.
- Одним из основных критериев оценки заявок участников конкурса являлись качественные технические и эксплуатационные характеристики автобусов, - рассказали "РГ" в комитете по транспорту. - Кроме того, оценивалось наличие резерва автобусов большой вместимости, сроки владения площадями под стоянку машин, а также снижение предельного размера возмещения затрат из бюджета Санкт-Петербурга по каждому отдельному лоту.
В конкурсе участвовали 19 компаний, 14 из них признаны победителями. Однако примечательно, что крупных игроков транспортного рынка Санкт-Петербурга нет не только среди победителей, но даже в списке участников. Все лоты поделили между собой представители малого и среднего бизнеса.
По мнению генерального директора одной из компаний-перевозчиков, три автотранспортных предприятия, совокупно контролирующих практически половину рынка пассажирских перевозок как на социальных, так и на коммерческих маршрутах, просто саботируют проведение конкурса
- Свою позицию монополисты обосновывают тем, что конкурс подготовлен без учета интересов транспортников и содержит существенные недостатки и ошибки, - рассказал генеральный директор одной из компаний-перевозчиков Дмитрий Сидорцов. - К таковым они относят отсутствие в конкурсной документации условий субсидирования социально значимых маршрутов, гипотетическую возможность усреднения тарифов между социальными и коммерческими маршрутами, а также потенциальные намерения комитета по транспорту обязать перевозчиков перевозить на коммерческих маршрутах пассажиров льготных категорий.
В комитете по транспорту "РГ" подтвердили, что больше всего крупные компании смущает отсутствие четко прописанного механизма субсидирования льготных перевозок. Между тем конкурс проводится только на право осуществления конкретного вида деятельности, а механизм и суммы компенсации устанавливаются специальным постановлением правительства в конце года, от комитета это не зависит.
Вторая группа претензий монополистов - достаточно жесткие технические требования к участникам конкурса. Применение так называемых "черных" ящиков, монтаж и обслуживание систем спутниковой навигации ГЛОНАСС, систем электронной оплаты проезда, возможность расторжения договоров с транспортниками в случае дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой серьезные последствия более двух раз, - все это автоматически означает дополнительные расходы, которых транспортные "тузы" предпочли бы избежать.
Между тем в компаниях-победителях считают, что конкурсная документация, подготовленная комитетом по транспорту Санкт-Петербурга, на сегодняшний день является одной из лучших в Российской Федерации.
- Обеспечена прозрачность тендера, строгое соблюдение антимонопольного законодательства и Федерального закона N 94, - поясняет Сидорцов. - Сломать эти прогрессивные тенденции - значит вновь вступить в сговор с монополистами, превратить город в "дойную корову" при все ухудшающемся качестве перевозок и снижении безопасности. Готовность представителей малого и среднего бизнеса идти на жесткие требования в области безопасности движения и, наоборот, несогласие крупных монополистов с этими требованиями говорит о многом.
В одной из компаний, в адрес которых звучат обвинения, корреспонденту "РГ" заявили, что конкурсные лоты "не представляли для них интереса". Между тем косвенно подтверждает недовольство некоторых участников рынка и заявление комитета по транспорту, сделанное в связи с результатами конкурса.
- Неразыгранные маршруты будут выставлены на новый конкурс. О его условиях говорить пока преждевременно, но, возможно, они претерпят некоторые изменения. Задача комитета по транспорту - проанализировать сложившуюся ситуацию и принять взвешенное решение, - сообщила сотрудник комитета по транспорту Екатерина Гришина.
С 1 января 2011 года петербуржцев начнут обслуживать новые машины - 192 низкопольных автобуса большой вместимости и 1222 автобуса средней вместимости, часть которых - тоже низкопольные. Победители конкурса уже закупают новую технику. Так, компании Дмитрия Сидорцова предстоит приобрести 3 автобуса марки "ЛиАЗ", каждый из которых стоит 4,4 миллиона рублей. Получается, что малый бизнес готов нести расходы, чтобы работать на цивилизованном рынке по цивилизованным правилам. Примут ли условия игры крупные компании, станет ясно в ближайшее время. Пока, по имеющимся данным, они намерены настаивать на перезаключении контрактов на прежних условиях, а в случае невыполнения городом этих требований полностью отказаться от работы на маршрутах.