Почему жилищное строительство напрямую зависит от программ регионального развития? Как преодолеть диспропорцию среди предприятий строительной отрасли? На эти и другие вопросы "Российской газеты" отвечает президент Ассоциации строителей России Николай Кошман.
- Николай Павлович, какова, на ваш взгляд, сегодня ситуация в строительной отрасли России?
- Ситуация в строительстве России очень тяжелая. Но, на мой взгляд, строительная отрасль выстояла и сегодня уже прошла дно, на которое она упала. Мировой финансовый кризис действительно дал нам прикурить. Ведь основными источниками финансирования строек были средства наших граждан, а также кредиты и инвестиции. В сентябре 2008 года, когда случился этот коллапс, в первую очередь пострадала стройка. Почему? Да все дело в поведении банков. Они прекратили всякое кредитование, нарушили сроки выдачи кредитов, поставив строителей в исключительно тяжелое положение. А гражданам стали внушать не спешить в условиях кризиса покупать жилье, дескать, уже завтра оно будет бесплатным. Такая информация была озвучена и государственными чиновниками, и некоторыми СМИ. В конечном счете сложилась патовая ситуация, когда многие компании остались ни с чем. Те, у кого объекты были в готовности 50 процентов и выше, закончили строительство. Но заделов никаких сделано не было. Падение 2009 года почти на 20 миллионов квадратных метров компенсировать не удалось. Та же ситуация будет зафиксирована в этом году, да и в будущем, 2011-м, нас ожидают такие же проблемы. В результате сегодня нарушаются контрольные цифры, которые были определены президентом и председателем правительства. К 2010 году мы должны были построить 80 миллионов квадратных метров, разговор шел и о 140 миллионах. Ситуация нынешняя умалчивается, что-то я не слышал в последние месяцы о мерах для выполнения данной стратегической задачи.
Проблема не только в кризисе. Дело еще и в том, что 1 января 2010 года на всей территории РФ отменена процедура выдачи лицензий на ведение строительной деятельности, введен институт саморегулирования (СРО). В связи с этим предстоит ревизия всего российского строительного рынка, а это значит, что необходимо будет проделать большую работу по отбору компаний, отвечающих критериям принятия в СРО. А это означает, что в свою очередь потребуется серьезная доработка нормативно-правовой базы, серьезных поправок в закон. И для того чтобы работа стройиндустрии шла планомерно, налаженными темпами, конечно, потребуется время.
- Успешное развитие нацпроекта "Доступное жилье" позволяло говорить строителям о вводе до 140 миллионов квадратных метров жилья в год. Сегодня, конечно, это недостижимая цифра... Что мешает развиваться строительной отрасли?
- Отсутствие нормального частно-государственного партнерства. К великому сожалению, государство еще так и не наладило нормальных контактов с бизнесом. Если бы государство в лице банков сегодня активнее кредитовало большие, средние и даже малые компании, результаты были бы, конечно, намного интереснее.
Кроме того, надо было бы заморозить возврат банковских кредитов на два-три года. Сегодня они давят.
- Существует ли дефицит строительных материалов?
- Есть определенные вопросы, касающиеся цемента, металла, других материалов. Мне звонят сегодня строители из Москвы и говорят: цемента нет. Не на чем его везти. Нет цементовозов, нет крытых вагонов. А цемент - хлеб для стройки, он должен получать зеленый свет везде. Вопросы, касающиеся промышленности и стройматериалов, должны идти в общей программе реанимации строительства.
- А в каком она находится состоянии?
- В убитом. Вы посмотрите, мы сегодня пустили на свою стройку китайский цемент, турецкий и всех остальных. Но ведь у нас есть свой "Евроцемент", мощнейший холдинг, который сегодня требует реальной помощи государства для того, чтобы закончить реконструкцию цементных заводов. Сегодня есть "Сибцемент", которому также надо протянуть руку помощи.
Зачастую отсутствует прямой диалог между строительными компаниями и производителями строительных материалов, а он бы мог решить проблему их качества и доступности.
Примером может служить опыт компаний, производящих полный спектр трубной продукции и испытывающих сложности с ее реализацией вследствие того, что рынок наводнен бывшими в употреблении, восстановленными трубами, не соответствующими ни техническим условиям, ни ГОСТам, не прошедшими должных испытаний и запрещенными к эксплуатации. По экспертным оценкам, доля таких труб составляет до 600 000 тонн в год, что равняется примерно 30% общего рынка трубной продукции всей России.
- Насколько мне известно, есть и кадровый дефицит?
- Только в том вузе, где "продвинутый" ректор, нам удается решить эти вопросы. К примеру, в МГСУ, где ректор Валерий Теличенко: он является вице-президентом нашей ассоциации, отвечает за кадры. Или вот в России появилось высотное строительство. До этого не готовили специалистов в этой области - ни строителей, ни архитекторов! И МГСУ (МИСИ) открыл кафедру высотного строительства, уже идет подготовка специалистов. Принципиально мы договорились с академиком, президентом МАРХИ Александром Кудрявцевым о том, что с сентября они открывают кафедру для подготовки архитекторов этого направления. А вот среднее звено - техникумы, колледжи - тут качество подготовки кадров оставляет желать лучшего.
Сегодня в стройиндустрии есть и современные оборудование и технологии, но все же техническое оснащение еще очень далеко от совершенства.
Да, одной из основных проблем строительной индустрии на сегодняшний день является сложившаяся диспропорция среди предприятий отрасли. Несмотря на то что появляются новые производства, на большинстве предприятий высок уровень физического износа основных фондов, кое-где достигающий 70-80%, при низком техническом уровне оснащения производств и невысокой производительности труда. Это делает такие предприятия и выпускаемую ими продукцию неконкурентоспособными на рынке как по качеству, так и по ценовым параметрам.
В докризисное время, несмотря на реализацию государством национального жилищного проекта, строительство развивалось стихийно, в основном велась точечная застройка, создающая дискомфорт и вызывающая раздражение населения. Строители не заботились об экономии, о применении современных энергоэффективных технологий. Нехватка строительных материалов покрывалась за счет экспорта.
Теперь постепенно назревает понимание того, что масштабная реализация не только жилищных, но и любых строительных проектов возможна лишь на основе долгосрочных планов социально-экономического развития.
Когда даны ответы на вопросы - не только сколько нужно строить жилья, но и где его строить, на какую категорию граждан оно рассчитано. А это невозможно сделать без принятия программ регионального развития, содержащих прогнозы и по развитию промышленности, в том числе по размещению объектов промышленности строительных материалов, демографические прогнозы и многие другие факторы.
- Какова позиция государства в этой ситуации?
- По моему мнению, государство с большим опозданием начинает поворачиваться лицом к застройщику. Мы уже давно поднимаем вопрос ценообразования в строительстве: 1,5 года назад в Российском союзе промышленников и предпринимателей говорили об этом на комиссии по строительству, которую я возглавляю; рассматриваем вопрос двух идеологий ценообразования. Если инвестируются коммерческие средства, конечную стоимость легко определить исходя из показателей основной прибыли. Когда используются бюджетные деньги, картина в корне меняется: из исходных данных есть только смета и объем строительства. При любом строительстве расходы на материалы составляют 55-60% всех затрат, любое изменение марки материала или его цены порождает неразбериху: происходит перераспределение средств, путаница. Тем не менее изменение сметы невозможно...
Кроме того, мы серьезно говорим о вопросах государственной экспертизы: в нынешней ситуации она является тормозом для строительства, а по ряду объектов и вовсе не может дать заключения либо затягивается на годы. В декабре 2009 года вышло постановление правительства, разрешающее негосударственную экспертизу, но оно было воспринято неоднозначно - в частности, согласно этому постановлению результаты негосударственной экспертизы должны направляться в государственную экспертизу для проверки, что сводит на нет все достоинства независимой экспертизы. Неоднократно поднимался вопрос о бесплатном предоставлении земли для строительства социального жилья, о выдаче средств на инженерное оборудование участков и прокладку внутренних автомобильных дорог. Стоимость материалов нужно взять под строгий контроль государства, если строительство идет на бюджетные деньги.
- С 1 января 2010 года отрасль перешла на саморегулирование. Каковы первые итоги?
- Первые итоги саморегулирования обнадеживают: создана система саморегулируемых организаций изыскателей, проектировщиков и строителей, страхуется гражданская ответственность их членов, сформированы компенсационные фонды, выдаются допуски на соответствующие виды работ. Достаточно неплохо налажена работа в этой сфере надзорного органа - Ростехнадзора.
Конечно, эффективность новой системы управления оценивать рано, тем более что объективных и субъективных трудностей при ее становлении достаточно много. Это и неоднократное изменение минрегионом перечня видов работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, и не вполне обоснованные изменения Градостроительного кодекса по вопросам саморегулирования, и непрекращающиеся конфликты в самом саморегулируемом сообществе, в основном связанные с деятельностью национальных объединений.
Уверен, что все эти трудности будут преодолены. Будущее - за саморегулированием.
Вы могли бы назвать передовые регионы, которые, несмотря на тяжелую обстановку кризиса, все-таки выстояли?
Я считаю, что это, безусловно, Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Татарстан, Башкирия, Омск, Хабаровск и др.
- А где нулевые показатели?
- Это, к примеру, Курганская область и еще пара десятков регионов.
- Ситуация тяжелая. Как вы думаете, чего ждать простым людям, жителям нашей страны? Повышения цен на квартиры или, наоборот, снижения?
- Уменьшение объемов строительства не снизило потребность в жилье. Тенденций снижения цены за квадрат я не вижу. Чтобы жилье стало доступным, необходимо массово увеличить объемы строительства. Прежде всего строительства социального жилья. У нас есть много проектов, где себестоимость жилья находится в пределах 500, максимум 600 долларов.
- А это качественное жилье?
- Конечно, качественное. Кто же говорит, что это некачественное жилье? Если бы государство дало бесплатно земли для социального жилья, бесплатные лимиты на подключение электроэнергии, газа, воды, канализации, выдало бы деньги на оборудование, инженерные площадки, прокладку автомобильных внутриплощадочных дорог, то цифра за квадрат не превысила бы 30 тысяч. Но, к великому сожалению, это пока только разговоры.
- Николай Павлович, в последнее время очень многие горожане, которые имеют 6 соток в садовых товариществах, утепляют свои домишки или строят капитальные дома и переезжают туда. Но статуса постоянного места жительства - ПМЖ - не имеют. Как вы думаете, а может быть, за коттеджным строительством наше будущее?
- Коттеджные поселки тоже должны приобретать какой-то статус социального жилья. Я знаю, что во многих коттеджных поселках стоимость проживания не умещается ни в какие разумные рамки. Там очень высокая плата за электричество, газ, воду, охрану, управление. Одним словом, самодурство.
6 млрд рублей в год уходило на реформу технического регулирования с 2002 по 2010 г. За 7 лет реализации Федерального закона "О техническом регулировании" (в том числе на разработку проектов технических регламентов) государство израсходовало 800 млн евро
Рост цен на основные строительные материалы за последние годы принял угрожающие масштабы и составил 22%. Рост себестоимости строительства - 24,14%. Есть еще дефицит сборочных производств, основанных на использовании передовых технологий. Существовавшие ранее закрыты или производят устаревшие материалы, применение которых невыгодно.
Очень малая часть дефицита строительных материалов и технологий покрывается иностранными поставщиками, в том числе и поставщиками металлоконструкций
Расходы на электроэнергию при существующей системе лимитов уже много лет являются одной из весомых статей затрат: для физических лиц (при потреблении до 15 кВт включительно) 1 кВт стоит 585 руб., а для всех остальных - 20 000-90 000 руб. Говорить о низкой стоимости недвижимости в такой ситуации не приходится. Между тем, по мнению АСР, если будут учтены все предложения оптимизации и начнется их реализация, цена 30 000 руб. за 1 кв. м (об этом говорил недавно первый вице-премьер Игорь Шувалов) станет реальностью.