Успех или провал любой экономики нагляднее всего демонстрирует строительство. Российский стройкомплекс попал под каток кризиса не первым, но последствия ощущает до сих пор. О том, как работается сегодня строителям, "РГ" беседует с президентом Национального объединения строителей, Героем Социалистического Труда Ефимом Басиным.
Ефим Владимирович, каково сегодня положение строительной отрасли и начинает ли она понемногу выбираться из кризиса?
Кризис, конечно, больно ударил по строительной отрасли, причем далеко не в самом начале - какое-то время мы двигались и работали по инерции, на старых запасах. Последствия этого кризиса мы начинаем ощущать сейчас, когда он по большей части пройден и нашей страной, и мировой экономикой. Почему так получается? Дело в том, что инвестиции в строительство резко снизились, причем бюджетное финансирование сократилось на 30-40%, и еще больше уменьшились частные инвестиции. Более того, я не могу сказать, что дно кризиса строителями уже достигнуто, и сильно опасаюсь, что ассигнования и дальше будут уменьшаться.
Но мы оптимисты, и надеемся, что и в это трудное время сможем выкарабкаться из сложного положения и начнем строить по-настоящему, потому что хотим мы этого или не хотим, но именно строительство есть и всегда будет локомотивом развития любой экономики любой страны.
И все же государство не отказывается от поддержки строительной отрасли?
Да, принимаются меры по поддержке ипотеки. С таким трудом она с нуля развивалась, многие не верили, что у нас это возможно, потом все-таки раскрутили до приличных объемов - и резкое падение! Сегодня, к счастью, принято решение о поддержке банков, которые выдают ипотечные кредиты, и ипотека должна расти.
Наконец, в правительстве обратили внимание на очень дорогую землю и неадекватное поведение местных властей относительно земельных участков, подлежащих застройке. Нас упрекают, что мы строим дорого, но анализ показывает, что при строительстве жилья, дорог, да и всех других объектов огромные средства уходят на расходы, связанные с выкупом земельных участков у частных лиц и компаний, со сносом или переносом строений, сооружений, коммуникаций. Иногда эти затраты превышают стоимость самого объекта. То есть местными властями не выполняется одно из важнейших требований Градостроительного кодекса о проведении своевременного резервирования земель под строительство будущих объектов для общественных нужд. Если бы земли резервировались, они затем передавались бы под строительство необходимых объектов бесплатно. Но этого не делается, скорое, наоборот: как только где-то становится известно о строительстве крупного объекта, там моментально, очень часто при попустительстве или участии местных чиновников, растаскиваются земли, ближние карьеры, и потом все это государству нужно втридорога выкупать.
Как вы полагаете, что сейчас нужно строить в первую очередь? Какие объекты начнут вытягивать стройкомплекс из ямы?
Безусловно, это жилье, особенно для тех, кому государство гарантировало его по Конституции: это военнослужащие, уволенные в запас, это северяне, которые работали в тяжелейших условиях, это "чернобыльцы", ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны. Так что жилье - это самый насущный вопрос.
Ну и, конечно, транспортная инфраструктура. Разве можно мириться, что более 70 тысяч населенных пунктов сегодня не имеют дорог круглогодичного действия? Тем более что дороги - это решение экономических и социальных проблем, это рабочие места, условия для развития регионов страны.
Ефим Владимирович, два года назад в разгар кризиса, строители сами себе создали саморегулирование. Оправдал ли себя этот шаг?
Давайте-ка разберемся! Это не строители сами себе создали систему саморегулирования - инициатором было государство, которое было вынуждено идти на такие меры, потому что стало понятно, что ряд регулирующих функций нужно отдавать бизнес-сообществам. А строительная отрасль такова, что требует регулирования и постоянной координации работы.
Введение саморегулирования воспринималось и шло очень болезненно, долго и сложно принимался закон, были серьезные противники этого дела, прежде всего те, кто был связан с выдачей строительных лицензий. Но закон принят, начали создаваться СРО, вначале медленно, затем очень стремительно, и сейчас у нас 227 строительных СРО.
И тут появилась другая беда - зуд законотворчества, в том числе у государственных чиновников и общественных деятелей. Пошли разговоры, что саморегулирование уничтожает малый бизнес, который надо спасать. Но это совершенно нелогично - сегодня в СРО до 90% членов - это малый и средний бизнес. Наоборот, малый бизнес чувствует себя более защищенным в семье СРО, потому что есть компенсационный фонд, компании становятся более конкурентоспособными, с ними охотнее заключат подрядные договоры.
Но тем не менее в конце 2009 года эти законотворческие инициативы пошли одна за другой, хотя мы обращались от имени трех Национальных объединений к Владимиру Путину с просьбой наложить мораторий на все изменения законодательства, дать саморегулированию состояться, набить свои шишки и потом уже все узкие места одним махом расшить.
А вместе с "законодательной волной" появилась группа людей, которая решила воспользоваться сложным моментом для решения своих проблем. Как вы считаете, это нормально, когда за 2-3 месяца выдается 5-6 тысяч допусков, по 50 допусков в день? Это совершенно невозможно при нормальном подходе к приему компаний в СРО, потому что каждая из них должна быть проверена. И именно таким "быстродействующим" СРО не совсем понравилось и само создание Национального объединения строителей, и тот факт, что они должны будут в него войти на основании закона.
Чем же НОСТРОЙ оказался им так неудобен?
Дело в том, что мы очень громко подняли вопрос о недопустимости коммерциализации при создании СРО - а без продажи "пустых" допусков невозможно набрать 5-7 тысяч компаний за 2 месяца. Более того, стало возможным купить готовую компанию с набором допусков на виды работ и состоящую членом определенной СРО. Весь Интернет пестрит такими объявлениями! А сейчас проявились СРО, где с нарушением закона создается компенсационный фонд - основа саморегулирования, гарантия строительных организаций перед третьими лицами за возможный ущерб. Есть случаи, когда эти компенсационные фонды используются не по назначению.
Но с компенсационным фондом практически ничего нельзя сделать - только разместить на депозитах!
По закону - да, но у нас есть умельцы обходить закон. Сейчас появились коммерсанты, которые увидели в этих компенсационных фондах - а в совокупности это более 50 млрд рублей! - возможность откусить хороший кусок. Позволять такие поступки мы не собираемся, и как только это стало понятно, против НОСТРОЯ начала звучать откровенная ложь.
НОСТРОЙ обвинили в том, что он хочет захватить компенсационные фонды, стать новым министерством и контролировать работу всех СРО. Но это просто смешно, таких прав нам никто не давал! А компенсационные фонды СРО вообще неприкасаемы, более того, каждая СРО держит этот фонд там, где она считает нужным, - и никакой НОСТРОЙ ей не указ.
Кроме того, за НОСТРОЕМ закреплен контроль за разработкой и утверждением унифицированного порядка по выдаче допусков на виды работ. Страна у нас большая, регионы развиты по-разному, специалисты тоже все разные - в итоге получается жуткий разнобой. По логике на одни и те же виды работ должны быть одни и те же требования - независимо, где они сделаны. Но сейчас требования, к примеру, СРО Москвы и СРО Чукотки очень разные, и это в корне неправильно! Поэтому мы позаботились о создании унифицированных требований на 281 вид работ, причем они необязательны для СРО, мы их только рекомендуем для применения. И вообще надо наконец четко сказать: НОСТРОЙ ничего не может навязать СРО, НОСТРОЙ только помогает своим членам работать.
Поэтому для меня большой неожиданностью был такой всплеск негатива, и обидно, что приводились абсолютно несостоятельные и ложные факты, передергивались наши поступки. Но мы сможем дать на это ответ и обо всей работе отчитаемся на III съезде НОСТРОЯ.
Вокруг этого съезда началась нездоровая шумиха буквально с момента его объявления. В оргкомитет выдвигаются люди, далекие от СРО, говорится, что это должен быть не III съезд НОСТРОЯ, а некий объединительный всех СРО или учредительный заново - потому что на первом съезде было мало СРО и НОСТРОЙ нелегитимен... Ну, и так далее...
В первом, учредительном съезде участвовало 54 из 57 зарегистрированных на тот момент СРО - так что все легитимно и пора прекратить эти спекуляции. В апреле 2010 года прошел II съезд строителей, в котором участвовали более тысячи человек, представителей 154 из 188 зарегистрированных СРО, т.е. более 80%. Они подтвердили легитимность всех руководящих органов НОСТРОЯ. А в сентябре будет III всероссийский съезд саморегулируемых организаций в области строительства. Для поведения съезда в соответствии с поручением Дмитрия Козака должен быть избран оргкомитет, в котором должно быть не менее 50% представителей СРО, вступивших в НОСТРОЙ после первого учредительного съезда, а министр регионального развития Виктор Басаргин его потом утвердит. Но кто-то, наверное, хочет расколоть профессиональное сообщество, хочет драки...
Похоже, на съезде ее попытаются организовать...
Пусть попробуют. Но на лжи далеко не уедешь. Мы готовы к съезду, и мы его проведем. Наши члены в регионах резко протестуют против раскола, нам только-только удалось все организовать, люди почувствовали вкус саморегулирования, ощутили себя в большой семье. Я горжусь тем, что нам удалось создать атмосферу взаимовыручки, взаимной ответственности - на этом и стоит саморегулирование. А сейчас кто-то начал клин вбивать, гнать волну сомнений. Зачем? Разрушить легко, а дальше как работать? Тем более что для государства наша работа - большая поддержка.
Ефим Владимирович, приближается День строителя...
Совершенно верно, и я хотел бы поздравить всех честных строителей с этим прекрасным праздником, пожелать им полной загрузки, полного морального и материального удовлетворения и веры в то, что наш труд будет востребован, чтобы каждый из нас сумел раскрыться в полную силу своего таланта!