В Москве выступил главный хулиган рок-н-ролла Игги Поп

Его у нас любят за "безбашенность" и неистовость. За то же, кажется, и Игги любит Россию.

Он начал концерт ровно в то время, что нам назвали организаторы. В 21.40 и ни минутой позже в зал ударили прожектора, грянули барабаны, заработала электропила бас-гитары и под окончание длинного вступления к своему нестареющему супербоевику Raw Power на сцену клуба Milk выскочил худой, голый по пояс викинг с волосами по плечи. До того беспорядочно переминающийся танцпол сразу подбросило, как на девятибалльной волне.

- Танцуй в ритме живого мертвеца! Грубая сила придет к тебе! Она вылечит твои раны! - выкрикивал по-английски викинг. - Она больше человека!

Джеймс Остерберг (Игги он на сцене, домашние зовут его Джимом) вкладывал в слова всю свою силу, потому что знал, о чем поет. Грубую силу он выбрал уже в конце шестидесятых, увидев, как безотказно действуют на зал незатейливые приемчики вроде битья бутылок на сцене, рваных джинсов и площадной ругани - особенно когда это сопровождается грубой, нарочито грязной по звуку и бешеной по ритму гитарной музыкой. Он побыл и живым мертвецом, когда в 70-е год за годом не мог вырваться из героинового плена, пропадая в трущобах, срывая контракты со студиями грамзаписи, и спасся лишь усилиями друзей.

 
Видео: Сергей Куксин

Свою буйную жизнь он вкладывал и вкладывает в свои песни. Именно из них, злых и коротких эмоциональных посылов, выданных Игги в самые бурные годы, и состоит программа, с которой Поп и его команда The Stooges (можно перевести как "Провокаторы", "Пугала" и даже как "Идиоты") разъезжают сейчас по Европе. Москве эта злость по душе и по настроению: наполнившая танцпол молодежь полуживого от гари города с диким восторгом приняла пошедший вторым номером дикий трехаккордный рок-н-ролл Kill City. В нем Игги, перемалывая воздух костистыми кулаками, перекрикивающим рев толпы фальцетом сообщал ей о своем намерении разобраться с богатеями и вообще, пока жив, навести небольшого шороху.

- Привет, Москва, мы The Stooges! - крикнул он в зал и, едва отдышавшись, ринулся в следующую песню. Gimme Danger, ритм-н-блюз о жажде приключений, оказалась, однако, песней дружбы. Игги на концертах никогда не отделяет себя от народа и с давних пор тащит публику на сцену, но в этот раз на ней оказалась такая толпа бьющейся в танце молодежи, что сам он едва мог протиснуться к микрофону, и о том, чтобы ему продолжить свое ни на секунду не останавливающееся движение, не могло быть и речи.

Ритуальные танцы Игги на сцене всегда были отдельной песней. Он начинает свои номера, изящно изогнув перед микрофоном худой голый торс, а потом словно срывается с места, начинает вертеться волчком, "летать", раскинув тощие руки, умудряется, захваченный сумасшедшим ритмом, совершать прыжки на месте чуть ли не в такт ему... Раньше к этому прибавлялись катание по битому стеклу, скачки с колонки на колонку; это именно Игги придумал и ввел когда-то в рок-концертный обиход нырки со сцены в бушующий зал, stage diving.

Сейчас 63-летний певец больше бережет себя. И в ходе концерта могло показаться, что вся грубость, все эти панибратские ухватки певца - это да, сложившийся под влиянием жизненных обстоятельств, но продуманный сценический образ. Игги любят за то, что он такой неистовый, матерящийся на сцене, издевающийся над обладателями мест в клубной ложе, и этот репертуар он, пусть не в полной мере, исполнил в Milk. Но главной на сцене все-таки была музыка, действительно грубый, оглушительный, неразборчивый, но с первого аккорда врезающийся в тебя рок-н-ролл.

Конечно, без братания с публикой не прошел практически ни один номер - так, большую часть Open Up And Blееd Игги проорал в лицо танцполу, свесив ноги с края сцены, а на длиннющем гитарном соло в песне Your Pretty Face Is Going To Hell артист убежал в зал и минут на пять пропал в толпе. Но стейдж-дайвинг Игги, травмировавшись по весне, действительно не позволял себе уже давно, в том числе и на последнем концерте в Питере. Возможно, московская публика глянулась ему своей отчаянной бесшабашностью и на самом знаменитом и агрессивном своем хите Now I Wanna Be Your Dog ("Я хочу стать твоим псом"), в очередной раз пропев рефрен и отшвырнув в сторону микрофон со стойкой, викинг, взмахом руки дав полную волю гитарам и саксофону, без разбега прыгнул в зал головой вперед точно навстречу ждущим его рукам...