В школах Ставрополья появятся уполномоченные по правам ребенка

В городе Георгиевске и Шпаковском районе Ставрополья стартует эксперимент - с нового учебного года в школах появятся уполномоченные по правам ребенка.

Выбирать омбудсменов будут сами дети из своих же педагогов. Цель - свести к минимуму конфликты в школе. По словам уполномоченного по правам ребенка при губернаторе Ставропольского края Светланы Адаменко, идея эксперимента возникла из-за массовой правовой безграмотности детей и их родителей.

- Никто не знает, как защищать свои права, а многие о них даже не догадываются! - говорит Светлана. - Неудивительно, что конфликтность в школах растет, как, впрочем, и агрессия учителей и школьников. Порой необходимо вмешаться в отношения между ребятами и педагогами, детьми и их родителями. Но сделать это некому. Одного уполномоченного на весь регион не хватает. Я много занимаюсь нарушениями в семьях - оттуда больше всего поступает жалоб. Но ведь в школах дети проводят почти 11 лет, и здесь нередко возникают ситуации, в которые необходимо вмешаться на стадии их зарождения, либо правильно погасить уже возникший конфликт.

Казалось бы, здесь просто обязаны помочь школьные психологи, но во многих случаях они оказываются беспомощными. Так, когда в одной из сельских школ Грачевского района подрались две одноклассницы (одна даже попала в больницу), психолог, зная о ссоре, даже не смогла подступиться к девчонкам. Никто не предотвратил прогремевший на всю страну конфликт между учительницей села Александровского и ее учеником, который покончил с собой - якобы из-за ее придирок. По мнению Светланы Адаменко, квалификация школьных психологов, особенно в глубинке, оставляет желать лучшего. Тем более если раньше на все Ставрополье их приходилось 600 человек, сегодня осталось 400.

А что же омбудсмены, которых предлагается выбирать? Вдруг дети предпочтут, например, свою любимую учительницу математики, весьма далекую от юриспруденции и психологии?

- Не исключено, - соглашается Адаменко. - Но надеемся, что у выбранной "математички" будет и доброта, и жизненный опыт - достаточный, чтобы урегулировать взрывоопасную ситуацию. Конечно же, новоиспеченных омбудсменов будем обучать и на местах, и отправлять на курсы повышения квалификации. Необходимо согласие и самих учителей, которых изберут дети. Тут должно все совпасть. Если школа не готова к "новой жизни", никто на нее давить не станет. В конце концов, на то он и эксперимент, чтобы набить шишки и потом что-то исправить. Если ситуация поменяется к лучшему, будем этот опыт распространять.

В министерстве образования Ставрополья считают, что детей кто-то должен учить защищать себя цивилизованными методами. А поскольку загруженный под завязку учитель не может знать все о проблемах каждого ученика, то, чем больше у него будет "адвокатов", тем лучше.

Выборы в школах пройдут в первой четверти нового учебного года. А потом в каждом экспериментальном заведении разместят специальные ящики, в которые любой ребенок сможет опустить свое обращение к уполномоченному. Раз в неделю урны будут вскрывать и все просьбы и жалобы рассматривать на конфликтной комиссии, состоящей из учеников, с участием школьного омбудсмена.