К своему 90-летию Зальцбургский фестиваль приготовил зрителям массу сюрпризов

Под программным девизом, ставшим уже традиционным для зальцбургских летних сезонов и посвященным на этот раз философской теме: "где сталкиваются Бог и человек, возникает трагедия", на родине Моцарта проходит очередной музыкальный фестиваль.

В этом году Зальцбургскому фестивалю исполнилось 90 лет. И хотя дата эта в прямом смысле не юбилейная, но она заметная для истории любой культурной институции, перешагивающей через границы десятилетий, а главное - эстетических парадигм.

Зальцбургский фестиваль появился в 1920-м - после тотального стресса, пережитого человечеством в Первой мировой войне. То было время эмоционально возбужденного экспрессионизма в искусстве, "страшного крика" души, замирающего в выжженном, отдающим мертвым шорохом убитых на войне, пространстве. Разрушение и  трагедия стремительно поглощали в сознании понятие красоты. И именно в это время  в Зальцбурге, на родине Моцарта, появился музыкально-театральный фестиваль. А у истоков его оказались  не апологеты моцартовской музыки, а певцы  "утраченной" декадентской  красоты - композитор Рихард Штраус, поэт и драматург  Гуго фон Гофмансталь, легендарный  режиссер Макс Рейнхардт,  создавшие, по сути, в  разрушенном и ментально разбитом мире Европы "остров культурных сокровищ".

Нельзя сказать, что 90 лет стали каким-то рубежом или итогом для истории Зальцбургского фестиваля: она оставалась живой и напряженной на протяжении всех лет его существования - и тогда, когда, здесь творили "великие"  - маэстро Тосканини,  Вальтер, Фуртвенглер, Караян, и тогда, когда здесь поставили все оперы  Моцарта,  и тогда, когда на стенах Зальцбургского большого зала красовалась фашистская свастика,  и тогда, когда статусная публика фестиваля пережила шок от "эстетических"  перемен при радикальном  интенданте Мортье.  Фестиваль давно стал живой легендой искусства, и то, что эта легенда живая, а не музейная,  заметно даже  по жанру экспозиции под названием  "Великий театр мира", приуроченной к 90-летию фестиваля, которая выплеснулась за стены городского музея - на  улицы, в витрины, на стенды театральных фойе, заставляя Зальцбург ощущать себя не только городом Моцарта, но и  частью огромной культурной реальности, которую сформировал здесь за 90 лет знаменитый фестиваль.

Тему нынешней афиши организаторы, в числе которых досрочно покидающий в этом году пост интенданта режиссер Юрген Флимм, не поскупились довести до философских масштабов - "Где сталкиваются Бог и человек, возникает трагедия".  Публика на спектаклях должна теперь осмыслять,  что подразумевает этот  девиз: трагедия следует тогда, когда человек вступает в противоречие с богом, или трагедия есть следствие  действий человека, не согласованных с богом? Благодатная почва для столь сложных рефлексий - античный миф. Нынешняя афиша буквально пестрит античными названиями:  мировая премьера оперы "Дионис" Вольфанга Рима, "Орфей и Эвридика" Глюка, "Электра" Штрауса. В драматической программе - "Эдип в Колонне" в постановке Питера Штайна, "Федра" Жана Расина (режиссер Маттиас Хартман).

  "Электра" Штрауса, созданная по пьесе Гофмансталя, выглядит, кроме всего прочего, и красивым историческим жестом по отношению к создателям Зальцбургского фестиваля.  По счету это восьмая зальцбургская "Электра". Предыдущими постановками дирижировали Маазель, Караян, Митропоулус и другие. Нынешнюю с оркестром Венских филармоников подготовил  Даниэле Гатти. Спектакль в режиссуре Николауса Ленхоффа и сценографии Раймонда Бауэра с участием Вальтрауд Майер, Рене Папе, Эвы-Марии Вестбрук оказался самой заметной оперной премьерой сезона, так, что уже по ходу спектаклей было решено записать его на DVD.

Главный прием постановщиков оказался "от противного": известную гиперсложность и переизбыточную насыщенность музыки Штрауса  уравновесили лаконичным, нарочито скупым действием. О том, в какие времена переносит публику этот  спектакль, можно только догадываться - "перекошенная" по всем диагоналям сценография, состоящая из глухих серых стен с окнами-бойницми и могильными ямами на сцене, может иллюстрировать и времена мифологической Трои, и эпоху мировых войн, и  мир агрессивного подсознания. Костюмы приближены к нацистским временам - шикарные меха Клитемнестры, мундир и галифе ее любовника Эгиста, женщины-"овчарки" из свиты. Но акценты  постановщики выстраивали явно не на конкретном времени и даже не на расхожей психоаналитической проблематике Электры, мстящей матери за убийство отца. Главный смысл спектакля - зло порождает зло, месть выстраивает только цепь убийств, мрак есть состояние  человеческой души.

Электра в исполнении Ирене Теорин - мрачная и когда-то красивая девушка, вылезающая из ямы-могилы и подавленная одной мыслью - отомстить. Все ее редкие жесты, краткие проходы по сцене выстроены с конкретной прагматичной целью - удержать сестру Хризотемиду и заставить ее мстить, направить на убийство брата Ореста. Когда же Электра, наконец,  слышит дикие засценные крики жертв мести, а Орест - Рене Папе открывает ей картину победы - мать Клитемнестру, повешенную вниз головой, в лужах крови и брызгах мозгов на кафельных стенах, Электра оказывается не в состоянии танцевать свой знаменитый танец и  валится  замертво с отяжелевших ног. Дом наполняется жуткими черными существами, насекомыми выползающими из всех щелей. Мрак окутывает настоящее и будущее тех, кто вступил на путь убийств - независимо от предлога. 

Поразительно, как при этом мраке и жутковатых музыкальных эффектах музыки Штрауса,  певцы и оркестр добиваются  ясного, почти прозрачного звучания партитуры, где слышны и психологические переживания, и мотивы света, и нежные разливы чувственности - "инкрустации" прекрасного, которое было так возможно. А не состоялось потому, что человек не может брать на себя роль бога. Буквально, следуя девизу фестиваля: тогда рождается  трагедия.