Если Орел отметит праздник в 2016 году, а Смоленск - в 2013-м, то в Ярославле до тысячелетия города осталось менее месяца.
При этом у организаторов одни и те же проблемы: для надлежащей подготовки к торжествам не хватает времени и средств.
Ярославль
Ярославль подходит к своему "миллениуму" в лучших традициях советских авралов. До юбилея осталось менее двадцати дней, однако весь областной центр в траншеях, лесах, заборах и кучах песка и щебня. При взгляде на объемы незавершенного строительства, ремонта и благоустройства начинаешь сомневаться, что все работы будут выполнены к 10 сентября.
Уже очевидно, что многие объекты тысячелетия к сроку сданы не будут. Например, при строительстве областного перинатального центра, который планировалось сдать в июле, не освоено еще около миллиарда рублей - треть всего объема финансирования. То есть о пафосном разрезании ленточки в дни торжеств здесь и речи быть не может.
Срок сдачи концертно-зрелищного центра - прошедший июнь. Но внутри возведенного здания еще предстоит выполнить массу отделочных работ, не говоря об оснащении его оборудованием. Из нескольких строящихся гостиниц открыты будут лишь две. Планетарий, который город сооружает на собственные средства, сдан под ключ, вероятно, не будет.
Более или менее завершена реконструкция Волжской набережной, а вот на Стрелке, в месте впадения в Волгу реки Которосль, где будет установлен памятник Тысячелетию, работы еще много. Практически готов - правда, пока не расписан - строившийся на деньги столичного мецената Успенский кафедральный собор. Возле него началось благоустройство территории. В конце августа чиновники обещают открыть движение по новому мосту через Которосль, который призван разгрузить центр города.
Но, если пробуксовка с открытием концертного зала, перинатального центра и тем более планетария, в общем, не столь критична, разрытые дороги уже вызывают у людей раздражение. Больше года ярославцы наблюдают за титаническими усилиями рабочих, обновляющих отрезок Московского проспекта протяженностью менее километра. С таким же изумлением они заметили месяца за два до юбилея, что в районе Московского вокзала началось строительство надземного перехода через проезжую часть. До сих пор ремонт продолжается на пяти улицах центральной части города. Одна из них - Депутатская - представляет собой широкую песчаную полосу с глубокой канавой в метр шириной у края тротуара. Но никаких мостков на пути людей, в том числе к центральному городскому рынку, нет.
К огорчению горожан, так и не решен вопрос с гостиницей "Чайка" на Московском проспекте. Уже лет тридцать она мозолит жителям глаза, но избавиться от нее трудно, поскольку в свое время здание перешло в частные руки. Чтобы здание не пугало гостей в дни юбилейных торжеств, его решено затянуть баннерами.
Каким же будет сам праздник? Практически одновременно с юбилейными торжествами в городе пройдет мировой политический форум. Центр Ярославля для движения личного автотранспорта будет закрыт, а на церемонию открытия праздника на Советской площади попадут немногие жители. Не смогут посетить древний город в дни его юбилея и большинство туристов.
- В основном недовольство возникало и возникает из-за того, что мы перекопали практически 25 ярославских улиц. Но у нас была единственная возможность в течение этих полутора лет реконструировать улицы. Провести не просто ямочный ремонт, а полностью отремонтировать все коммуникации, - говорит губернатор Сергей Вахруков. - Кроме того, в процессе ремонта мы столкнулись с большим количеством проблем, потому что таких работ в Ярославле не проводили, наверное, 40-50 лет. Мы выкапывали коммуникации, которые не указаны в картах, под железнодорожным мостом наткнулись на подземную речку. А в начале Московского проспекта нашли очень интересный памятник - грот XVII века, который затем четыре месяца воссоздавали. Реконструкция большинства улиц будет завершена в начале сентября, но эту работу мы будем продолжать и после юбилея.
Смоленск
За 1150 дней до празднования 1150-летия Смоленска выяснилось, что добиться выделения средств из федерального бюджета - только полдела. Надо еще рационально их осваивать. Пока из 2,6 миллиарда рублей, которые в соответствии с утвержденным правительством РФ планом необходимо затратить в текущем году, к началу августа удалось пустить в дело лишь десятую часть.
Этот вопрос недавно обсуждали на очередном заседании областного оргкомитета по подготовке к юбилею, в котором принял участие и полномочный представитель президента в ЦФО Георгий Полтавченко. "Старт быстрым не получился", - констатировал губернатор Сергей Антуфьев, выслушав доклады подчиненных. По его мнению, главная причина - необходимость исполнения требований Федерального закона N 94 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
- Начался август, а мы не можем начать строительство многофункционального спорткомплекса на улице Черняховского, не в состоянии взяться за подземные переходы, не приступаем к проектированию набережной Днепра, не занимаемся дорогами, - огласил список провалов Сергей Антуфьев.
Все подрядчики, привлекаемые к выполнению запланированных работ, - проектные организации, строительные и дорожно-строительные компании, фирмы, специализирующиеся на реставрации объектов культурно-исторического наследия и другие - должны быть выбраны на конкурсной основе. Но, если аукцион не привлек внимания потенциальных подрядчиков или поступила только одна заявка, он признается несостоявшимся и нужно не менее двух месяцев, чтобы повторить процедуру.
Один из конкурсов, объявленных администрацией региона, был отменен из-за сомнений в добропорядочности его потенциальных участников. После этого случая в состав оргкомитета были введены сотрудники региональных управлений МВД и ФСБ. В Смоленской области недобросовестные подрядчики за последние годы стали причиной целого ряда коррупционных скандалов, при этом схема злоупотреблений во всех случаях использовалась почти идентичная. Некая организация, установив на свои услуги демпинговую цену, в ходе аукциона получала подряд - скажем, на ремонт соцучреждения. Сначала ее директор выбивал аванс, потом - большую часть остальной суммы, после чего просто исчезал. При подготовке к юбилею ничего подобного произойти, разумеется, не должно, в связи с чем к участникам конкурсных процедур власти проявляют повышенное внимание.
Срыв программы дорожных работ, стоимость которой составляет в этом году 600 миллионов рублей, произошел не из-за отсутствия подходящего подрядчика. В этом случае конкурс чиновники провели, но проигравшая сторона - конкурирующее местное предприятие - сочла, что игра идет "в одни ворота". Специалисты территориального управления ФАС, действительно, выявили нарушения, допущенные в ходе организации конкурса, и его результаты были отменены. И жители Смоленска уже горько иронизируют, что асфальт снова будут укладывать в снег.
- Десять процентов освоения - неудовлетворительный результат, - заявил Георгий Полтавченко. - Мне кажется, нужно вводить персональную ответственность членов оргкомитета, конкретных должностных лиц за выполнение тех или иных пунктов плана подготовки к юбилею Смоленска. Кроме того, на серьезных стройках неплохо бы установить веб-камеры, чтобы ход работ был виден не только руководителям области, но и населению. Три года, которые остались до юбилея - срок небольшой, средства выделены весьма серьезные... При этом не нужно забывать: если они окажутся неосвоенными, минфин может сократить финансирование на будущий год. Времена, когда денег было много, прошли, сейчас каждый рубль на счету.
На ходе подготовки к юбилею Смоленска негативно отражается и затянувшийся процесс формирования органов городского самоуправления - на исполняющего обязанности главы города персональную ответственность не возложишь...
Орел
До 450-летнего юбилея Орла остается еще шесть лет. Но эта дата уже не дает покоя местным властям. В "городе первого салюта" считают, что подготовка началась даже с опозданием. Ведь речь идет не только о чистых мостовых и ярких флагах на площадях, но об обустройстве городского хозяйства в целом.
- Мы изучили опыт других городов, недавно отпраздновавших юбилеи, - рассказал председатель городского комитета по подготовке к 450-летию Владимир Негин. - Практически все получили средств меньше обещанного. Почему? Многие вопросы требуют согласования на разных уровнях, в том числе в министерствах. Этот процесс растягивается на длительное время, и в итоге не все планы удается реализовать. Мы не хотим повторять ошибки соседей.
Заявка Орла на помощь из федерального бюджета уже одобрена в Минрегионразвития РФ, сформирован оргкомитет, утвержден примерный план мероприятий. Правда, о точных суммах чиновники пока не говорят - их скорректируют еще не раз. Известно лишь, что на первом заседании оргкомитета, прошедшем в столице, запросы города были раскритикованы - за завышение смет в 3-6 раз. В Орле к этому отнеслись спокойно - здесь ожидают столичные комиссии, которым готовы все показать и представить расчеты.
Как сказал мэр Виктор Сафьянов, параллельно власти ведут переговоры с инвесторами, рассчитывая на каждый бюджетный рубль привлечь минимум 2-3 - из частных средств.
Планов много - надо менять коммунальные сети, ремонтировать жилье, строить спорткомплексы, возрождать парки и скверы, восстанавливать памятники. Одна из самых острых проблем - состояние дорог и тротуаров. В последние два года власти тратили на их ремонт рекордно крупные суммы, полученные в основном из федерального бюджета. Однако трассы лучше не стали.
Кроме того, город нуждается в строительстве дублеров центральных магистралей и объездных дорог, которые связали бы районы. Так, из Северного района в Железнодорожный можно проехать только по одной дороге. Пробки стали здесь обычным делом. Серьезная проблема - в микрорайоне Зареченский, где строится новое жилье. В частности, там получили квартиры свыше 150 ветеранов ВОВ. Но из-за отсутствия дорог общественный транспорт к ним не ходит. Власти уверяют, что при помощи федеральных средств эти проблемы решат.
- Дороги-дублеры и объезды обязательно будут построены, - заверил заместитель мэра Орла Валентин Бочаров. - Правда, проекты некоторых из них еще предстоит создать. С другими ситуация проще. Например, известно, что строительство дороги по улице Раздольной обойдется примерно в 750 миллионов рублей.
Власти также обещают отремонтировать другие магистрали, в частности, привести в порядок центральную ось города. Как говорят, ее расширят, поскольку она не выдерживает современной нагрузки.
- Мы запланировали строительство новых дорог, - рассказал Виктор Сафьянов. - Но внутридворовые территории не выдерживают увеличивающейся транспортной нагрузки. Кроме того, в планах реконструкция и подсветка мостов и путепроводов.
По словам Виктора Сафьянова, к юбилею Орел должен превратиться в "город европейского уровня". Под эти "стандарты" обещают подвести внешний облик зданий, дворовых территорий, магазинов, рынков. Реконструкции подвергнут железнодорожный вокзал, на территории которого планируют построить и автобусный терминал. Благо время на выполнение задачи у властей еще есть.