Инновационное развитие на Северо-Западе РФ позволит выйти населению на более высокий уровень жизни

Необходимость для России стратегии социально-экономического развития Северо-Запада Российской Федерации общепризнана. Об этом заявляют и президент страны, и правительство, и политические партии. Их поддерживает научная общественность. Однако цельного документа на общероссийском уровне в виде концепции, стратегии, основных направлений пока не разработано. Предварительное изложение перспектив России дано в правительственных документах "Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу" и "Россия-2020". Остается ждать интересных инициатив снизу, то есть из округов и регионов.

У меня есть свое видение того, какие ключевые положения должны быть в Стратегии. Северо-Запад, как и Россия в целом, находится на исторической развилке. Регион может и далее идти по пути, которым шел предшествующие 10-15 лет. Итогом этого движения стало закрепление наметившихся к 2000 году сдвигов в структуре экономики Северо-Запада в сторону ТЭК, сырьевого сектора, отраслей, выпускающих продукцию с низким уровнем добавленной стоимости. Но Северо-Запад может и должен переломить эту тенденцию, сформировав такую структуру территориального хозяйства, в которой высокотехнологичные отрасли, выпуск наукоемкой продукции с высоким уровнем добавленной стоимости выступают одним из основных факторов экономического роста.

Разрабатываемая Стратегия должна делать выбор в направлении инновационного развития. Это обусловлено тем, что только развитие инноваций позволит создать к 2015 году экономические и социальные предпосылки, позволяющие в перспективе начать реализацию задачи выхода Северо-Запада на такие стандарты уровня жизни населения, которые приближаются к нынешним средним показателям для экономически развитых государств Европы.

Если по каким-либо причинам предлагаемый сценарий не осуществится, Северо-Запад рискует превратиться к 2025 году в экономическую провинцию, распродающую природные ресурсы и низкотехнологичную продукцию. Принимая во внимание важное место, которое занимает этот регион в экономике России, такой ход событий может крайне негативно сказаться на положении всей страны.

Предлагаемая к разработке и реализации Стратегия должна быть продолжением линии на укрепление вертикали власти. Нужно создать условия, которые обеспечивали бы правовые и управленческие возможности руководителей субъектов Северо-Запада РФ, полномочного представителя президента Российской Федерации в СЗФО по реализации Cтратегии. В документе, который предстоит разработать, должна быть сформулирована такая модель управления, которая, с одной стороны, четко соблюдает принцип разграничения предметов ведения и ответственности органов власти разных уровней, а с другой - оптимально соединяет властные, административные инструменты с рыночными возможностями и регуляторами. Разработка и последующее принятие Стратегии в целом по Северо-Западу и на уровне субъектов Северо-Запада даст инструмент, который позволит усилить управляемость страной как на региональном, так и на федеральном уровне.

Реализация отраслевого разреза Стратегии совместно с планами олигополий и госкорпораций на территории Северо-Запада наглядно продемонстрирует желание и умение власти действовать в интересах населения, добиваться поставленных целей. Это окажет позитивное воздействие на деловые круги, отечественных и зарубежных инвесторов, будет способствовать улучшению общественно-политической обстановки в регионах и на Северо-Западе в целом.

И, наконец, необходимо четкое определение видения будущего стратегического развития на основе приоритетных направлений и точек роста на территориях субъектов РФ. Среди этих направлений - кластерный подход к экономическому развитию территорий, ресурсное обеспечение, способствующее экономическому росту, элементы возможных улучшений в рамках проводимой административной реформы.

АЛЕКСАНДР ХОДАЧЕК

эксперт Экспертного совета

по экономическому развитию

и инвестициям при

полномочном представителе президента РФ в СЗФО,

доктор экономических наук