Iron Maiden в новом альбоме предложили изменить границы

Пятнадцатый диск культовой группы оказался традиционно мощным, напористым и мелодичным. Уже в первую неделю продаж он возглавил хит-парады Великобритании, Швеции, Финляндии. Во многом потому, что англичане выпустили, наверное, самый сложный для восприятия альбом в истории хард-энд-хэви XXI века.

Мало кто решается на такое: турне в поддержку нового альбома Iron Maiden начали за два месяца до релиза. Лидер и басист группы Стив Харрис, который ради The Final Frontier профессионально освоил и клавишные, признался, что прежние хиты Iron Maiden часто записывались по вдохновению и наитию, быстро и на кураже. А чтобы сделать "Последнюю границу", потребовались масса репетиций, две студии - на Багамах и в Калифорнии, и выдающийся продюсер Кевин Ширли, работавший с массой рок-звезд этого десятилетия. Споров и сессий в студии за полночь поэтому хватало. И в итоге альбом получился жестким, эпичным и разноплановым: с перепадами настроений, сложной и непредсказуемой, часто меняющейся мелодикой и главное - с вторжением в пограничные музыкальные жанры.

The Final Frontier начинается с мощной прелюдии, затеянной почти с оперным размахом: так настраиваются инструменты в оркестровой яме, гитаристы пробуют различные звучания, а барабанщик неугомонно разгоняет свой тяжелогруженый состав ударных, постоянно добавляя огня и напора. После такой арт-подготовки, где в хэви-метал вплетаются и элементы психоделики, и тревожные сирены, растягивающейся на четыре с половиной минуты, следуют пара тактов затишья, и тут уж Iron Maiden привычно врубает пятую передачу, а вокалист Брюс Дикинсон свой неукротимый вокал, за которое получил свое уважительное прозвище-титул "Сирена". В этот раз ему пришлось применить не только свои вокальные и сочинительские таланты. Тексты новых песен - будто небольшие событийные поэмы, каждая по 12 - 16 строф. Оттого Брюсу пришлось воспользоваться современными методиками запоминания больших текстов.

В новом альбоме легенды хэви-метала лихо жонглируют риффами, темами, сменами настроений, агрессией и метафорами. И длина The Final Frontier - 76 минут, то бишь почти под завязку, поскольку на обычный CD-диск больше 80 и не вмещается. По использованным приемам гитарной игры и навороченных звуковых "примочек" этого диска впору писать учебник. А более рачительные композиторы могли бы, наверное, настричь из каждой композиции не одну, а несколько - столь затейливы мелодически и ритмически нынешние Iron Maiden. Тем более что большинство треков звучат от семи до десяти минут, что тоже не типично для тяжелой музыки.

"Хотя все равно на концертах мы будем играть эти песни уже по-другому, - признался уже после выхода диска Стив Харрис. - И вообще над второй частью альбома работать было сложнее..." Может, и поэтому в нынешнее концертное турне попала лишь одна песня из нового диска - El Dorado. А основу вновь составила классика Iron Maiden: Number Of The Beast, Fear Of The Dark и другие уже очень проверенные временем хиты, играемые на всех гастролях. Впрочем, в этот раз ни в Россию, ни в другие страны СНГ Iron Maiden не приедут. Хотя во время предыдущего тура гостили у нас c семьями, и даже с друзьями, причем за счет организаторов. Благодарили за хороший прием... Теперь вот и видна цена этой благодарности, увы...