На 400 миллионов рублей субсидировал к середине августа региональный бюджет муниципальные образования, имеющие с прошлого отопительного сезона задолженность перед поставщиками топливно-энергетических ресурсов (ТЭР).
Но внушительная вроде бы сумма теряется на общем фоне этой задолженности, которая, по официальным данным, в настоящее время превышает шесть миллиардов рублей. За весну и лето муниципалитеты-должники возместили поставщикам всего 1,8 миллиарда.
Такое положение дел служит источником сильной головной боли для областных властей. Если город или село не расплатились за топливо, сожженное прошлой зимой, им трудно рассчитывать на новые поставки. Не случайно в преддверии нового отопительного сезона область даже при дефиците бюджета идет на целевое субсидирование наиболее проблемных муниципалитетов из своего резервного фонда. Впрочем, по информации регионального министерства энергетики и ЖКХ, финансовая поддержка территорий по данной статье расходов существенно уступает прошлогодней.
А ситуация в муниципалитетах гораздо хуже, чем год назад: к последней декаде лета запасы топлива в муниципальных образованиях едва превышают 60 процентов от нормативных. Правда, с учетом длительности отопительного сезона в Свердловской области утвержден в качестве минимального 100-дневный запас горючего, тогда как федеральное законодательство ограничивается 45-дневным. До регионального норматива недотягивает едва ли не каждое второе МО.
Конечно, есть кого и похвалить: во многих муниципалитетах запас горючего превышает сто дней. Вместе с тем налицо длинный список отстающих, в числе которых и мелкие сельские поселения, и административные центры крупных районов. Причем не редкость - абсолютная пустота хранилищ и резервных емкостей.
Стремясь сократить "черный список", областные власти не ограничиваются денежными вливаниями. Наоборот, чем скромнее финансовый "пряник", тем суровей административный "кнут". Только правительственных комиссий, так или иначе курирующих подготовку к зиме, создано три, они не скупятся на жесткие оценки и предупреждения.
К примеру котельные Верхней Туры подготовлены к холодам лишь на 42 процента. Причина - безденежье: здешние коммунальщики задолжали поставщикам ТЭР 18 миллионов рублей, из которых 10 миллионов - долги населения. Примечательно, что при официально санкционированном в текущем году 25-процентном росте энерготарифа в Верхней Туре его повысили только на девять процентов, а на 2011-й при допустимом 15-процентном повышении планируют 7-процентное. Подобный популизм местных властей в дальнейшем чреват для горожан резким скачком цен на энергоресурсы.
Другая распространенная недоработка - неумение законными методами воздействовать на должников. Этот упрек специалисты адресуют как предприятиям жилищно-коммунальной сферы, так и службе судебных приставов. Например, в той же Верхней Туре при многомиллионной задолженности взыскано по выигранным искам лишь 266 тысяч рублей. Кстати, как отмечают эксперты, как правило, аккуратно платят по счетам пенсионеры - далеко не самый состоятельный слой населения.
"Правовая разреженность" в сфере ЖКХ служит питательной средой для криминальных элементов. Надзорные органы региона отмечают массовое появление на этом рынке лжекомпаний, которые претендуют на роль управляющих, заманивают плательщиков небывало низкими тарифами, а потом присваивают полученные деньги и бесследно исчезают. Так, в Первоуральске облпрокуратура недавно возбудила уголовные дела против двух руководителей УК, обвиняемых в присвоении коммунальных платежей населения.
В результате страдают добросовестные налогоплательщики, еще более ухудшается общая ситуация. По информации министерства энергетики и ЖКХ, в области строится восемь современных котельных, но их ввод в строй задерживается - в значительной мере из-за недофинансирования.