За первое полугодие текущего года таможенными органами УрФО возбуждено практически столько же дел по незаконному использованию товарного знака и нарушению авторских и смежных прав, сколько за весь 2009 год, - 66.
Общее количество контрафактной продукции, изъятой на таможне, составило 211 тысяч единиц - 80 процентов от уровня прошлого года. В основном это товары народного потребления, стройматериалы, игрушки, сигареты, алкоголь, а также контрацептивы.
Среди основных причин того, что контрафактный рынок не сбавляет обороты, начальник УБЭП ГУВД Свердловской области Эдуард Захарченко называет экономическую привлекательность сегмента дешевой продукции для продавцов. На такие товары всегда найдется покупатель, и одними только репрессивными мерами проблему не решить. Необходим комплекс действий, в том числе и со стороны правообладателей интеллектуальной собственности, направленных на уменьшение разрыва между стоимостью лицензионной и нелицензионной продукции.
Как считает начальник отдела защиты прав интеллектуальной собственности Уральского таможенного управления Елена Гутина, в увеличении выявления контрафакта есть повод и для оптимизма: этому поспособствовало более активное взаимодействие правообладателей и регулирующих служб. Ведь для заведения уголовного или административного дела необходимо заявление о нарушении прав от правообладателей, которые теперь более активно реагируют на извещения от таможенных служб, стремятся уложиться в отведенный для этого десятидневный срок.
- Таможенный реестр интеллектуальной собственности за последние полгода вырос с 1200 товарных знаков до 1600, - отмечает Елена Гутина.
За первое полугодие 2010 года заведено уже 15 уголовных дел, связанных с незаконным использованием торговой марки и нарушением авторских прав. При этом ответчику может грозить даже уголовная ответственность - при нанесении правообладетелю ущерба, оцененного в полтора миллиона рублей и более. Однако решения по этим делам судами пока не вынесены.
Чтобы отличить контрафактную продукцию от оригинальной, таможенники советуют потребителям обращать внимание на такие признаки, как качество изображений на упаковке и в оформлении товаров, а также серийные номера: у нескольких образцов контрафактной продукции они, как правило, идентичны, в то время как у оригинальной всегда разные.