Челябинская "оборонка" ищет способы выживания без господдержки

Гособоронзаказ перестает быть основой стабильности предприятий ОПК. Как считают южноуральские оборонщики, такое положение будет сохраняться примерно до 2015 года. Пережить вынужденное "перемирие" удастся, если руководство предприятий выберет правильную стратегию на ближнесрочную перспективу и учтет прошлый опыт: оборонка не в первый раз оказывается в трудном положении.

Так, одной из наиболее серьезных ошибок начала 1990-х годов стала попытка воспроизводить силами предприятий ОПК ассортимент импортных товаров народного потребления и бытовой электроники. Высокая себестоимость изделий, выпускаемых малыми партиями, поставила крест на этих начинаниях. "Показать класс" зарубежным производителям тогда не удалось: весьма ограниченные средства, направленные на конверсию, в большинстве случаев оказались потрачены зря. Монополия в области гражданского хайтека, значительная часть которого производилась оборонкой, тоже не стала панацеей.

- Мы заложники высокого качества своей продукции: наша техника вырабатывает два-три ресурса, а то и все пять, - поясняет генеральный директор одного из оборонных предприятий Южного Урала Евгений Никитин. - В результате мы потеряли 90 процентов заказов, резко снизились объемы производства, до минимума сократилась зарплата.

Массированные вливания, произведенные до кризиса в техническое оснащение Вооруженных сил, вызвали некоторую эйфорию, не вполне оправданную: госзаказ и раньше был значительно меньше, чем объемы производства оборонных заводов, и уж проблем, которые накопились за пореформенное десятилетие, и подавно не решал.

А они с началом экономических неурядиц вновь встали во весь рост. Но шоком это теперь стало не для всех - сказалась закалка 90-х.

- Раньше мы выходили на площадь с плакатами "Дайте работу!". Сейчас понимаем: можно что-то выпросить, но это будет лишь "пособие по безработице", - говорит руководитель одного из южноуральских военных заводов Вячеслав Шестопалов. - В результате мы получим искусственную занятость, которая не способствует ни перевооружению заводов, ни реализации инновационных проектов.

Нужно объективно признать: дело не только в финансовых проблемах заказчиков, связанных с кризисом. Даже сегодня оборонных предприятий слишком много, причем часть из них просто дублируют друг друга. "Размазанный" между ними гособоронзаказ зачастую не позволяет окупить даже затраты на энергообеспечение и содержание производственных площадей. Между тем реформирование Российской армии подразумевает значительное сокращение личного состава и, пропорционально, количества закупаемых боеприпасов и военной техники. При улучшении их качественной составляющей. А это означает, что Минобороны не будет торопиться с приобретением имеющихся образцов, новые же разработки пойдут в серию в 2014-2016 годах.

В этих условиях, если не рассматривать катастрофический вариант неуправляемого развала производства, возможны только два сценария. Первый предусматривает цивилизованное закрытие (приватизацию или консервацию) "лишних" заводов. Второй - для тех, кто стремится выжить: они должны самостоятельно адаптироваться к экономическим реалиям и освоить продукцию, которая востребована рынком.

Примером такого подхода могут служить действия челябинского предприятия, производящего аэронавигационную технику. В условиях сокращения объема заказов и перехода на более современную малогабаритную элементную базу на заводе отказались от значительной части территории, что позволило заметно снизить расходы на ее содержание. Вырученные за счет продажи земли средства позволили реструктурировать долги, начать техническое перевооружение производства. Вместо оставленных цехов постройки 1930-60-х годов возводится новый производственный корпус, невыгодные и экологически грязные производства вроде литейного переданы смежникам. В итоге на месте еле державшегося на плаву устаревшего гиганта формируется компактное современное предприятие, на ближайшие несколько лет обеспеченное экспортными заказами из Вьетнама, Беларуси, Казахстана, Туркменистана, Йемена, Алжира и других стран.

Однако экспорт способен выручить далеко не всех. Из десятков предприятий региона, связанных с производством продукции оборонного назначения, по экспортным контрактам напрямую работают только три. Для остальных спасательным кругом может стать модернизация имеющейся боевой техники. Технические наработки позволяют, взяв за основу существующие образцы, заметно повысить характеристики машин и создать относительно недорогую технику, способную решать современные боевые задачи, в том числе и в локальных конфликтах. Для этого нужна инициатива самих предприятий и средства: при проведении этих работ вряд ли можно рассчитывать на финансирование из бюджета.

С этой целью Ассоциация оборонных предприятий Челябинской области разрабатывает проект по реализации возвратного потенциала боеприпасов с вынужденно продленным или вышедшим сроком хранения. Концепция проекта предусматривает привлечение к работе не только собственно оборонки, но и предприятий малого и среднего бизнеса. Высококачественные материалы, полученные в ходе переработки боеприпасов и их элементов, предполагается использовать для производства бурового оборудования и комплектующих для нефтегазовой отрасли и прочей импортозамещающей продукции. Средства, полученные от реализации программы и по экспортным контрактам, будут затем направлены на модернизацию техники, которую готовы закупить военные.

Это вполне реальная возможность, не залезая в карман государству, сохранить значительную часть потенциала ОПК до того момента, когда начнутся массовые закупки запущенной в серийное производство новой техники.