Воронежский авиазавод получит более 700 миллионов рублей на разработку высоких технологий

ОАО "Воронежское самолетостроительное общество" (ВАСО) стало одним из победителей конкурса минобрнауки на право получения субсидий для создания высокотехнологичного производства. В 2010-2012 годах на предприятие поступит 300 миллионов рублей из федерального бюджета и 420 миллионов - от "Объединенной авиастроительной корпорации" (ОАК), куда входит завод.

На эти деньги планируется наладить серийный выпуск агрегатов для региональных самолетов Ан-148 с применением гибких производственных систем. Как пояснил гендиректор ВАСО Виталий Зубарев, речь идет о налаживании безбумажного цикла сборки самолета: конструкторско-технологическая подготовка, организация производства и производственный процесс происходят в едином информационном пространстве. По сути, это переход на пятый технологический уклад, о котором в России сейчас так много говорят.

- За минувшие 20 лет на технологическое перевооружение предприятий региона даже в сумме не выделялись такие значительные средства. Все вкладывались в оборудование. А без технологии это лишь красивое "железо". Отечественное машиностроение использует, как правило, технологии 1970-80-х годов, не позволяющие выйти на рентабельное серийное производство лайнеров нового поколения, - рассказал гендиректор воронежского сервисного центра станкостроения (системный интегратор проекта) Александр Лисицын. - Между тем в мире производство идет на основе специальных программ, при массовом выпуске удается создавать продукты под конкретного заказчика - в этом и состоит гибкость.

К реализации проекта будет подключен воронежский технический университет, ведущие профессора которого организуют на заводе научно-внедренческие лаборатории. А главное, вуз будет готовить для завода кадры по новой и редкой для страны специальности - "системный технолог-программист".

До конца 2010 года предприятие намерено перевести на электронные технологии производство мотогондол и хвостовых частей фюзеляжа Ан-148 (эти два агрегата идут на экспорт). В дальнейшем по принципу гибких систем будут делаться все составляющие этого самолета. Без технологической модернизации завод, имея мощную современную технику, не способен серийно выпускать Ан-148 в требуемых объемах. Напомним, к 2014 году предприятие должно выйти на сдачу двух машин в месяц. Темпы 2009-го - две машины в год.

Ожидается, что вложенные в перевооружение средства окупятся менее чем через пять лет.

Кстати

В конкурсе минобрнауки участвовало более 500 предприятий и организаций, в том числе еще несколько воронежских предприятий. Совместные с техническим университетом заявки подал завод полупроводниковых приборов "Микрон" (новое поколение изделий для энергосберегающих систем) и корпорация "РИФ" (материалы для производства термоэлектрического оборудования). ВГУ скооперировался с ЗАО "Борисоглебские системы связи" (создание светодиодных осветительных систем) и НИИ полупроводникового машиностроения (получение поликристаллического кремния солнечной градации). Технологическая академия вместе с ОАО "Воронежсинтезкаучук" выдвинула проект производства и переработки полифункциональных полимерных систем. Но все эти заявки одобрены не были.