ПРЕДЛОЖЕНИЕ о введении в России института банковского омбудсмена - защитника прав клиентов кредитных учреждений - неоднократно поднимается в банковском сообществе.Очередную попытку убедить представителей бизнеса в необходимости введения такого института была предпринята на состоявшемся в Нижнем Новгороде "круглом столе" "Банковский омбудсмен: за или против?", который был организован Ассоциацией региональных банков.
Банковские омбудсмены успешно действуют почти во всех странах Европы, утверждает вице-президент Ассоциации региональных банков Олег Иванов. Да и некоторые наши соседи по СНГ, в частности Армения, уже ввели у себя такой институт. В России банковский омбудсмен будет учрежден в рамках закона о потребительском кредите, который рассматривается сейчас в Госдуме. - В такой патерналистской стране, как Россия, без соответствующего федерального закона банковский омбудсмен работать не сможет, - развивает тему первый заместитель председателя совета Ассоциации региональных банков России Михаил Гапонов. - Успех этого дела во многом зависит от лоббистских возможностей банковского сообщества.
По словам Олега Иванова, в среде банкиров сейчас обсуждается два варианта введения института финансового омбудсменства. Первый - закон обязывает все банки исполнять решения омбудсмена. Второй - банки добровольно исполняют его решения. Что же касается источника финансирования работы омбудсмена и его аппарата (по предварительным подсчетам, около 30 миллионов рублей в год), то тут, как говорится, без вариантов - только за счет отчислений кредитных организаций. У клиентов банков может возникнуть в связи с этим вопрос: "Насколько независим от банков будет в таком случае омбудсмен?"
- Если более 90% решений омбудсмена будет в пользу банков, то этот институт себя дискредитирует, и люди будут обращаться только в суд за защитой своих прав, - говорит Олег Иванов. - Некоторые российские банки во время кризиса столкнулись со значительным ростом количества судебных исков в свой адрес со стороны клиентов - физических лиц. Так, в 2008 году число исков к кредитным учреждениям возросло в два раза - до 12 тысяч. В 2009 году оно опять удвоилось и достигло 25 тысяч. В этом году снова ожидается двукратный рост исков к банкам. В суде дела рассматриваются очень долго, и поэтому кредитные организации заинтересованы в объективном рассмотрении споров банковским омбудсменом.
Растет не только количество судебных исков - увеличивается и число жалоб в Центробанк. По словам начальника главного управления ЦБ РФ по Нижегородской области Станислава Спицына, во время кризиса поток обращений граждан в его ведомство возрос в шесть раз. Причем треть жалоб была перенаправлена в нижегородский главк Банка России администрацией президента РФ. Однако Банк России согласно соответствующему федеральному закону не имеет права вмешиваться в договорные отношения между коммерческими банками и их клиентами.
Поэтому так активно порой проталкивается идея с созданием в России института банковского омбудсмена. Однако сами представители кредитных учреждений не питают иллюзий по поводу того, что новый институт будет эффективен.
Сомнения относительно целесообразности введения банковского омбудсмена высказал заместитель председателя правления Волго-Вятского банка Сбербанка России Дмитрий Родионов:
- Примерно 95% спорных ситуаций мы решаем с клиентами во внесудебном порядке, путем переговоров. Если какой-то наш продукт вызывает нарекания граждан, мы его дорабатываем. Поэтому, прежде чем поддержать идею создания института омбудсмена, нам надо понять, что от этого получит банк.
Еще резче высказался первый вице-президент Саровбизнесбанка Игорь Логинов:
- Мы в течение года получаем одну-две жалобы. Нормальные банки давно отрегулировали свои взаимоотношения с клиентами и не ищут приключений на свою голову.
Александр Трухин
Нижний Новгород