Как в других странах проектируется строительство автомагистралей

Вот уже пять лет длится история нового участка берлинского автобана А100. Он должен был облегчить передвижение в восточной части центрального Берлина.

Благодаря этой дороге граждане смогли бы без проблем и объездов с юга Берлина доехать до легендарного Трептов-парка. Полтора года как план дороги находится в ведомствах по делам граждан, где каждый может с ним ознакомиться. С тех пор подано две с половиной тысячи протестов.

Мощная гражданская инициатива ставит начало строительства А100 в 2011 году под угрозу. Жители не хотят, чтобы зеленая зона с маленькими частными дачами и спокойными улочками превратилась в шумный отрезок городского автобана. Инициативу поддерживают депутаты сената от партии "зеленых". Весной проект по-настоящему закачался. Ведь берлинский парламент, состоящий из социал-демократов и "левых", услышал голоса протеста и собирается его рассмотреть.

Берлин - это не только столица Германии, но и самостоятельная федеральная земля. Поэтому строительство дорог внутри города подлежит рассмотрению только Берлинским сенатом (правительством). Он же должен и финансировать все проекты. Вообще в Германии, как рассказали "РГ" в министерстве транспорта, строительства и город ского развития, существует несколько типов дорог: общефедерального, земельного и регионального подчинения.

К общефедеральным относится и проходящий через Берлин знаменитый скоростной автобан. На его строительство и ремонт льются средства из госбюджета. Дороги, идущие от автобана и связывающие населенные пункты в пределах одной земли, находятся в компетенции федеральных земель и финансируются из их бюджетов. Дороги в пределах населенных пунктов принадлежат городам и селениям. Поэтому именно по состоянию дорог можно делать выводы о финансовом преуспевании земель и населенных пунктов. Иностранец вряд ли поверит, что Мекленбург-Передняя Померания и Бавария находятся в одной и той же стране. Слишком плохи дороги в первой земле и просто отличны во второй.

Однако из-за недостатка бюджетных средств начаты восемь первых проектов строительства дорог с помощью частных фирм. Например, трассы Аугсбург-Мюнхен и Ганновер-Бремен были построены частными предприятиями при участии государства.

Построить новую дорогу в Германии не так просто. До принятия решения о строительстве проекту придется проехаться по кочкам и выбоинам многочисленных проверок: анализ соответствия издержек действительной пользе, проверка на возможные дополнительные расходы, на реалистичность строительных мероприятий. Если дорога проходит через населенный пункт и надо будет сносить дома, инициаторы строительства - министерство транспорта ФРГ, соответствующие министерства и ведомства земель или выборные власти городов - должны выкупить земельные участки и компенсировать жителям переезд на новое место. Как правило, им сразу предлагается цена, превышающая реальную стоимость участка и жилья. Если жители не согласны и подадут в суд - пиши пропало. В таких случаях судебные разбирательства могут длиться годами, а издержки - сделать проект нерентабельным.

После того как решение о строительстве принято, необходимо получить юридическое разрешение на строительство и проверку на экологическую допустимость. Проект выставляется на всеобщее обсуждение. И тут любой дождевой червяк или ежик могут запросто свести на нет усилия пятилетки. Не так давно против строительства земельной трассы возмутились члены Сообщества по интересам одной из деревень земли Северный Рейн-Вестфалия. Ознакомившись с проектом, они установили, что дорога будет проходить через миграционные пути редкого вида жаб. На защиту земноводных встала вся община. При поддержке депутатов партии "зеленых" жители подали иск в суд против строительства дороги в этом месте. И дорогу перенесли.

Кстати

В последнее время о вреде новых дорог в черте города говорится больше, чем об их пользе. Ученые выяснили: строительство дорог и развязок в Западном Берлине 70-х годов не привело к сокращению пробок в черте города. Наоборот, наплыв машин только увеличился. Каждый, кто раньше ездил на автобусе, решил, что уж теперь-то сможет свободно добраться до центра. А получилось наоборот. В 90-х годах было найдено решение - развитие четко функционирующей системы общественного транспорта.