Еще семь лет назад призывы к изменению мировой экономической географии, усилению роли Бразилии и других стран в ВТО и в Совете Безопасности ООН в качестве постоянных членов вызывали у многих скептическую реакцию. Но мир и Бразилия меняются с удивительной быстротой, и некоторые незыблемые истины недавнего прошлого уже не выдерживают проверку на прочность перед лицом реальности.
Экономический рост, опережающий средние показатели промышленно развитых стран, вывел развивающиеся страны в лидеры мировой экономики. Реализуя свой большой потенциал взаимодействия в рамках ВТО, МВФ, ООН и в новых организациях, включая БРИК, страны Южного полушария, которым раньше была уготована лишь второстепенная роль, говорят уже в полный голос. Чем активнее ведут диалог развивающиеся страны и чем теснее они сотрудничают, тем больше к ним прислушиваются богатые государства. Недавний финансовый кризис со всей убедительностью показал, что миром не может управлять горстка избранных.
Бразилия всегда стремилась честно и открыто играть свою роль в новой обстановке. За семь с половиной лет пребывания у власти президента Лулы международный имидж страны разительно изменился. Неоспоримым является наш авторитет, а также новой группы стран при обсуждении таких ключевых вопросов международной повестки дня, как климатические изменения и торговля, финансы, укрепление мира и безопасности.
Эти страны демонстрируют новые подходы к мировым проблемам и способствуют тому, чтобы международная обстановка стала более сбалансированной.
В Бразилии эти изменения в подходах произошли, главным образом, благодаря трансформации экономических, политических и социальных реальностей. Успехи, достигнутые на многих направлениях, включая макроэкономическую стабилизацию и погашение долгов в социальной сфере, сделали Бразилию более стабильной и справедливой. Благодаря личным качествам президента Лулы и его непосредственному участию в решении международных вопросов вклад Бразилии в обсуждение международной повестки дня стал более весомым.
В этом контексте Бразилия выстраивала свою всеобъемлющую и проактивную внешнюю политику. Мы стремились создавать новые коалиции, где традиционные объединения и взаимоотношения, которые мы всячески старались сохранить и углубить, поднимались на более высокую ступень. В качестве примера таких коалиций можно привести Стратегическое партнерство с Европейским союзом и диалог о глобальном партнерстве с США.
Значительный рост бразильского экспорта в развивающиеся страны, а также создание механизмов для ведения диалога и согласования позиций, включая Союз южноамериканских наций, "группу двадцати" в ВТО, форум ИБСА (Индия, Бразилия, Южная Африка) и группу БРИК, стали зримым отражением этой всеобъемлющей внешней политики, в которой нет места ограниченным видениям внешнеполитической деятельности страны, обладающей такими характеристиками, как Бразилия.
В основе этой новой внешней политики лежит углубление процесса южноамериканской интеграции. Одним из самых весомых активов Бразилии на международной арене является ее гармоничное сосуществование со своими соседями, примером которого служат тесные взаимоотношения с Аргентиной. С первых дней пребывания у власти правительство президента Лулы поставило своей задачей углубление южноамериканской интеграции через развитие торговли, инфраструктуры и политического диалога.
В результате заключения соглашения о сотрудничестве между МЕРКОСУР и Андийским сообществом была создана зона свободной торговли, которая охватила практически всю территорию Южной Америки. С установлением прямого сообщения между Атлантическим и Тихим океанами существенно продвинулась физическая интеграция континента. Создание нового объединения - Союза южноамериканских наций - увенчало наши усилия по формированию южноамериканского содружества. Опора на крепнущую интеграцию Южной Америки позволила Бразилии наладить механизмы диалога и сотрудничества со странами других регионов, в основе которых лежит понимание того, что нынешняя международная реальность не совместима с маргинализацией развивающегося мира.
Формирование "группы двадцати" на министерском раунде переговоров стран-членов ВТО, состоявшемся в Канкуне в 2003 году, знаменовало наступление совершеннолетия стран Южного полушария, коренным образом изменив формат принятия решений на торговых переговорах.
С созданием ИБСА воплотились чаяния трех полиэтнических и поликультурных демократий, которым есть что сказать миру о толерантности в обществе и необходимости достижения компромисса между целями экономического развития и демократии. Будучи инструментом согласования политических вопросов и развития сотрудничества между тремя странами, форум ИБСА стал образцом реализации проектов в интересах наиболее бедных стран, демонстрируя на практике, что солидарность не является уделом исключительно богатых стран.
Помимо этого мы запустили механизм саммитов южноамериканских и африканских стран, а также южноамериканских и арабских стран. Мы навели политические мосты между удаленными друг от друга регионами, связанными между собой естественными взаимодополняющими чертами. Это политическое сближение обеспечило существенный прогресс в экономических отношениях. За семь лет в четыре раза увеличился товарооборот Бразилии с арабскими странами и в пять раз со странами Африки, составив более 26 млрд долларов, что значительно превосходит объем торговли с такими традиционными партнерами Бразилии, как Германия и Япония.
Новые коалиции помогают изменить мир. В экономическом плане "группа двадцати" пришла на смену "семерке" в качестве главной инстанции, определяющей направления развития мирового производства и финансовой системы. Тем самым было признано, что решения, принимаемые в области мировой экономики, не могут быть легитимными без участия стран с развивающейся экономикой.
В плане международной безопасности, убедив иранские власти в необходимости принять на себя обязательства, зафиксированные в Тегеранской декларации, Бразилия и Турция наглядно продемонстрировали актуальность новых подходов к проблемам, решение которых до недавнего времени было исключительной прерогативой постоянных членов Совета Безопасности ООН. Несмотря на то что инициатива, рожденная за пределами закрытого клуба ядерных держав, поначалу была встречена с сопротивлением, мы уверены в том, что заданное направление для диалога станет основой для последующих переговоров и откроет возможности для решения этого вопроса.
Грамотная внешняя политика должна быть взвешенной и смелой одновременно. Ее нельзя вести с позиции страха и комплекса неполноценности. Принято считать, что каждая страна должна действовать, исходя из средств, имеющихся в ее распоряжении, что вполне очевидно. Но было бы большой ошибкой недооценивать эти средства.
На протяжении последних неполных восьми лет Бразилия действовала смело и вместе с другими развивающимися странами смогла занять новое место в мире. Сегодня даже самые отъявленные критики рассматривают эти страны как ответственных игроков, которым уготована все более возрастающая роль в принятии решений, напрямую связанных с судьбами планеты.