"Океан" на Комендантском проспекте Петербурга, открывшийся в ноябре прошлого года, не пережил лета. Однако десять месяцев назад инвестор планировал открыть десять подобных точек.
Еще в ноябре 2009 года в день открытия магазина его руководство рассказывало о том, что для окупаемости проекта надо открыть десять магазинов, а не один. Причиной такого заявления была невысокая пятнадцатипроцентная наценка на товар, которой инвесторы хотели привлечь покупателей, и отсутствие льгот по аренде со стороны города. Уже второй открывшийся магазин сети на Сестрорецкой улице был еще меньше первого как по объему, так и по ассортименту.
Так и не успев реализовать свои планы, компания продала своего первенца. Устроители ссылаются на поставщиков, которые срывали поставки. Не помогло и кураторство проекта всероссийской розничной сети "Океан" Росрыболовством.
- Изначально наше участие заключалось только в разработке и продвижении концепции и бренда на федеральном уровне, магазин - это коммерческий проект, в котором может участвовать любой желающий, и его успешность зависит уже от инвестора, от его стратегии. Что касается закрытия магазина, то никто не застрахован от рисков, которые есть в любом бизнесе, в этом нет ничего страшного, - прокомментировала ситуацию советник руководителя Северо-Западного территориального управления Росрыболовства Елизавета Захаричева.
Год назад идею создать сеть рыбных магазинов под известным с советских времен названием "Океан" активно поддерживал руководитель агентства Андрей Крайний. Планировалось, что цены в таких магазинах будут ниже, чем в среднем по рынку, благодаря исключению из цепочки посредников, а также предоставлению инвесторам льготных ставок аренды помещений.
- В Петербурге рыба просто не нашла своего покупателя. Нельзя открыть магазин где попало, без рекламы и ждать, что в него пойдет покупатель, - считает начальник отдела маркетинга оптовой компании по поставкам рыбы Ирина Ляш. Кстати, к нам из "Океанов" за рыбой ни разу не обращались, хотя летом у нас никаких перебоев не было. Видимо, инициаторы проекта что-то не додумали, хотя идея была и остается очень хорошей.
Напомним, что два первых магазина сети открылись именно в спальных районах города, причем не в самых лучших местах. Следующий третий магазин сети, который должен открыться в середине сентября, появится тоже не в центре.
Как будет складываться судьба проекта Росрыболовства, покажет время, но, очевидно, его успех зависит и от участия всех сторон проекта. К большому сожалению, проект этот не гладко развивается не только в Санкт-Петербурге. Открытие подобных торговых точек в Калининградской области было отложено, так как муниципалитеты области отказались предоставить в аренду помещения. В то же время магазины бывшего "Калининградрыбпрома" давно принадлежат частным лицам.
Определенные проблемы с открытием единой сети рыбных магазинов случились и в Мурманске, где данная идея также была принята без особого энтузиазма. Там для этого нашлись другие причины - нет специализированных судов по доставке живой рыбы, нет прибрежной инфраструктуры резервных емкостей, которая была двадцать лет назад, а бюрократических преград по розничной продаже живой рыбы хватает.