Евгений Туголуков: Внеочередными заседаниями парламента пожары не потушить

Сегодня открывается осенняя сессия Государственной Думы. На своем первом пленарном заседании депутаты намерены обсудить экстремальную ситуацию, сложившуюся прошедшим летом в России.

Действительно ли она была непредсказуемой? Почему мы оказались к ней не готовы? И какие уроки обязаны из нее извлечь? Эти вопросы сейчас беспокоят многих. Ответить на них мы попросили председателя Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Евгения Туголукова.

Российская газета: Но прежде нам, как и читателям "РГ", хотелось бы понять: разве чрезвычайное положение, в которое попали более двадцати регионов страны, не было поводом, чтобы депутаты Госдумы прервали свой отпуск и собрались на внеочередное заседание палаты для принятия оперативных решений?

Евгений Туголуков: Внеочередными заседаниями парламента пожары не потушить. Многие партии и политические движения приняли посильное участие в ликвидации последствий этой трагедии своими силами и своими ресурсами. Это то, что реально можно было и нужно было сделать в чрезвычайных условиях. Что касается законодательной работы - она требует очень внимательного и детального анализа ситуации, причин и последствий того, что произошло. Этот процесс, поверьте мне на слово, практически не останавливался, проходил в самом тесном контакте с заинтересованными сторонами.

РГ: Прошедшее лето сегодня практически все признают аномальным. Но вряд ли можно рассчитывать, что оно останется исключительным?

Туголуков: По данным Росгидромета, за последние 15 лет число опасных гидрометеорологических явлений выросло в 2 раза. Эти явления носят разную форму, но не оставляют сомнений в том, что климатические изменения оказывают все большее влияние на наше развитие и являются глобальным вызовом безопасности этого развития.

РГ: Как быстро нашлась причина беды - виновата погода?

Туголуков: Безусловно, продолжительная по времени и аномально высокая по температуре воздуха погода, которой за всю более чем столетнюю историю метеорологических наблюдений в России не было, стала главной причиной пожаров нынешним летом. Судите сами - отклонение от температурной нормы составило 7,8 градуса, от нормы осадков - 76 процентов. Но все остальное - так называемый человеческий фактор. 90 процентов очагов возникают по вине человека. Несмотря на все запреты, вводимые в регионах с началом пожароопасного периода, люди продолжали отдыхать в лесах, жечь костры, жарить шашлыки, курить, бросая окурки не глядя, и так далее. Преступная беспечность проявлялась и в обустройстве населенных пунктов. Ведь не соблюдались элементарные правила пожарной безопасности. Согласно им расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 метров, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов - не менее 15 метров. Но этими правилами повсеместно пренебрегали.

РГ: Многие указывают еще на такую причину, как несовершенство действующего Лесного кодекса...

Туголуков: Концепция Лесного кодекса построена на децентрализации системы управления лесами, передаче полномочий по их управлению субъектам Российской Федерации. Это обусловлено федеративным устройством нашей страны, ее обширными территориями и необходимостью принятия оперативных и порой даже срочных мер, в том числе для обеспечения пожарной безопасности в лесах. То есть ответственными за охрану лесов от пожаров Лесной кодекс определяет субъекты Российской Федерации. Однако, как показало нынешнее лето, далеко не все из них справляются с этой задачей. Но это вовсе не говорит о том, что система, заложенная в Лесном кодексе, изначально порочна. Любой, даже самый хороший закон может поставить под сомнение работа нерадивых исполнителей.

РГ: А что же законодатели, ваш комитет? Как они реагируют на все это?

Туголуков: Комитет, проведя предварительный анализ полученной информации по регионам, направил запросы в Генпрокуратуру и Рослесхоз о проведении проверок по исполнению органами госвласти субъектов Российской Федерации, наиболее пострадавших от лесных пожаров, природоохранного и бюджетного законодательств в части организации и обеспечения охраны лесов от пожаров, а также расходования субвенций, выделенных федеральным центром на эти цели. Следующие наши шаги - совершенствование действующего законодательства. Сейчас мы обсуждаем предложения по вопросам, связанным с охраной лесов от пожаров. Есть разные инициативы. Например, предлагается предоставить уполномоченному федеральному органу власти право осуществлять оценку эффективности исполнения регионами переданных им полномочий и в случае необходимости вносить предложения в правительство об изъятии таких полномочий. Есть идея размещать заказы на выполнение мероприятий по охране лесов от пожаров у специализированных государственных и муниципальных учреждений, что позволит обеспечить эффективное и оперативное финансирование этих мероприятий, в том числе приобретение пожарной техники и оборудования. Но главное, на наш взгляд, разработать национальную стратегию развития в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Необходимо принятие лесного плана для всей Федерации. Нуждается в корректировке федеральный бюджет на следующий год. Существующее сейчас финансирование лесного хозяйства не может обеспечить надлежащую и достаточную охрану лесов от пожаров. Следует финансово подкрепить лесную отрасль, в частности увеличить финансирование на очистку лесов после пожаров, чтобы подготовить их к лесовосстановлению. Кроме того, в Государственной Думе уже находятся два законопроекта, принятие которых позволит повысить эффективность осуществления государственного пожарного надзора в лесах.

А вообще, на мой взгляд, нам давно пора переходить от принципов героического преодоления очередного грянувшего грома к системным решениям в рамках обеспечения устойчивого развития.

РГ: Дым отечества, которым мы сверх всякой меры надышались прошедшим летом, заставил нас более пристрастно относиться к проблемам экологии. Одна из них - свалки - недавно стала предметом исследования нашей газеты. Вы, наверное, в курсе этой истории - свалка в районе Домодедова? Что вы по этому поводу думаете? Что может предпринять ваш комитет, чтобы прекратить подобное безобразие?

Туголуков: Ситуация с этой свалкой не единична. В комитете есть информация, что, например, в Московском регионе срок эксплуатации большинства свалок давно истек, а они продолжают работать. Есть материалы по некоторым подмосковным свалкам, где положение просто критическое. Во многом ситуация в сфере обращения с отходами обусловлена несовершенством законодательной базы. Основные проблемы связаны с неэффективным разграничением полномочий в этой сфере. В конце июня депутаты нашего комитета внесли законопроект, направленный на совершенствование разграничений полномочий в этой сфере. Регионы поддерживают нашу инициативу и считают ее своевременной. Что касается экономического стимулирования, то могу сказать, что по поручению президента соответствующий законопроект сейчас подготовило Минприроды России. Мы тесно взаимодействуем с этим ведомством и рядом других с целью координации наших усилий.

Кстати.

Сегодня Госдума намерена принять заявление по ситуации, связанной с аномальными природными явлениями лета 2010 года. Как сообщил спикер Госдумы Борис Грызлов, к участию в дискуссии по этому вопросу приглашены главы МЧС и Минсельхоза России Сергей Шойгу и Елена Скрынник, представители минрегионразвития и мин-

природы. Есть у парламентариев вопросы и к руководству Росгидромета. Думцы хотели бы, чтобы его руководитель Александр Фролов смог ответить на вопросы, касающиеся природной аномалии, наблюдавшейся этим летом в России.