В ближайшие две недели в оборонных ведомствах России и Франции сформируют рабочие группы, которые займутся совместными планами на будущий год.
Чтобы придать им вес, в рабочие группы могут включить главкомов видов вооруженных сил или их заместителей. То есть людей, уполномоченных не только озвучивать предложения сторон, но и принимать решения.
Об этом в Париже договорились наш министр Анатолий Сердюков и его коллега Эрве Морен. Во французскую столицу Сердюков летал на очередное заседание Совета сотрудничества по вопросам безопасности. Уже восемь лет уникальный орган, куда вошли главы внешнеполитических и военных ведомств двух стран, позволяет обмениваться взглядами на важнейшие мировые и европейские проблемы. В рамках этих встреч министры проводят и двусторонние переговоры. Парижский сбор "квартета" не был исключением. Кроме того, Сергея Лаврова и Анатолия Сердюкова принял в Елисейском дворце президент Франции Николя Саркози. Подробно рассказывать о затронутых им темах министры не стали, упомянув, что среди прочего обсуждалась ситуация в Афганистане и возможное приобретение Россией французского вертолетоносца "Мистраль".
Вообще предстоящая многомиллионная сделка оказалась ключевым моментом переговоров. Речь идет о четырех вертолетоносцах, два из которых мы предлагаем совместно строить на российских верфях. В Париже не скрывают заинтересованности в скорейшем заключении контракта и даже готовы поделиться с нами военными технологиями. Минобороны РФ это устраивает, но пока в Москве не определились с приемлемой стоимостью контракта.
- Мы сейчас ждем от французов структуру цены. Изучим ее с помощью отечественных и зарубежных экспертов. И в ближайший месяц, по мере подачи заявок, выйдем на дату объявления тендера, - сказал журналистам по дороге домой Анатолий Сердюков. - Скорее всего, конкурс будет закрытым. Комиссия, которая будет подводить его итоги, возможно, объявит результаты не через 45 суток, как это определено документами, а немного быстрее.
Известно, что помимо Франции, в тендере могут принять участие испанские, голландские и южнокорейские корабелы, а также три российских предприятия, входящих в Объединенную судостроительную корпорацию. Ее представитель Игорь Рябов ранее сообщил, что два наших завода готовы в относительно короткие сроки выполнить флотский заказ в кооперации с иностранными партнерами.
Если говорить об общих подходах к военно-техническому сотрудничеству, то позиция России здесь предельно ясна. Во-первых, производство иностранной техники для Вооруженных сил РФ должно быть максимально локализовано на предприятиях нашего ОПК. Во-вторых, строительство нужно сопровождать передачей современных технологий.
- Если у нас все получится по "Мистралю", и мы наработаем такой опыт, то используем его и по другим направлениям. В том числе - по беспилотным летательным аппаратам, - заявил Анатолий Сердюков.
Другой формой возможного сотрудничества с французами он назвал создание совместных предприятий. С нашей стороны в этом проекте могут быть задействованы ремонтные заводы Минобороны. Рабочая группа, о которой речь шла выше, в том числе изучит перспективы закупок для Российской армии небольших партий французской боевой экипировки "FELIN".
Корреспондент "РГ" поинтересовался у Анатолия Сердюкова, каковы перспективы продвижения на французский рынок продукции российской оборонки. Министр откровенно признал, что Париж больше интересует военное сотрудничество с Москвой, в частности, организация "антипиратских" и других специальных учений. Но он не исключает контактов и по линии ОПК.
Руслан Пухов, директор Центра анализа стратегий и технологий:
- Военно-техническое сотрудничество России и Франции, конечно, способствует сближению наших стран. Дело в том, что Париж самостоятельно занимается продажей оружия и военной техники, не оглядывается в этом вопросе на США. Кроме того, Франция имеет крайне интересные оборонные разработки, к примеру, систему целеуказания для самолетов "Домоклес", которая в российском арсенале отсутствует. Но главное, что в отличие от той же Америки, французы готовы передавать нам не просто оружие и технику, но и оборонные технологии.
Если говорить о рисках подобных контрактов, то к ним, безусловно, относятся высокая цена и сложности с послепродажным обслуживанием и ремонтом приобретенной у Франции продукции.