Рязанские дети играли в Беслан

В рязанской школе N 1 на линейке 3 сентября ученики устроили инсценировку трагедии в Беслане.

Дети-участники спектакля падали на землю, притворяясь сраженными пулями террористов. Сообщение о постановке не оставило равнодушным никого, кто об этом услышал. С точки зрения некоторых пользователей Интернета дети не должны видеть подобное, а ряд городских чиновников после этого мероприятия необходимо уволить. Директор школы Ольга Горьковых настаивает на том, что подобная постановка была полезна и для детей, и для родителей. По мнению директора и ряда родителей и педагогов, спектакль научил детей состраданию.

С этим согласны не все. Автор сайта "Правда Беслана" Марина Литвинович предположила, что те, кто придумал спектакль, "сошли с ума". Член Общественной палаты РФ, руководитель Центра стратегических исследований религии и политики Максим Шевченко сказал, что постановка "недопустима", что у ее авторов "нет представления о том, что дозволено, а что нет".

Председатель общественного комитета "Матери Беслана" Сусанна Дудиева считает неправильным увольнять директора рязанской школы Ольгу Горьковых.

Ксения Ларина, журналист, ведущая радиостанции "Эхо Москвы", сделала в своем блоге запись, где высказала свою точку зрения и привела письмо Ольги Горьковых:

"...Странно, мы так печалимся из-за отсутствия гражданского общества, шарим по всем углам в поисках общественного мнения. А когда оно врывается в нашу жизнь, то предстает во всем своем уродстве и мгновенно превращается в травлю, в гон... Надеюсь, что Ольга Валентиновна все это перенесет, выдержит, не сломается.

Тяжелые и несправедливые обвинения швыряют в ее адрес люди, не видевшие ни этого маленького спектакля, ни слез родителей и детей, отпускавших в небо белые шарики, не слышавшие стихов, которые читали дети. Я не знаю, насколько это представление было талантливым, но убеждена в одном: оно было искренним. Для всех участников это "мероприятие" было проверкой на человечность. В рязанской школе учатся правильные дети. Вот строки из письма Ольги Валентиновны Горьковых:

"В этот день было много мероприятий, посвященных дню солидарности в борьбе с терроризмом: классные часы, линейка, диспут, фотокросс, конкурс рисунков "Мы - за мир". Мы таким образом хотели выразить свой протест против терроризма. На наш взгляд, это чудесно, что детям не чуждо чужое горе. Что в этом плохого, в чем криминал? Разрушили все, что с таким сочувствием придумывали дети и взрослые, чтобы этот день не прошел незамеченным. Теперь его запомнят все. Практически все обсуждавшие инсценировку не видели, а по фотографиям можно понять все по-разному. 3-5 минут детской интерпретации "песни о Беслане". Музыка, ветер в ушах (день пасмурный), стихи детей, которые они с таким трепетом подбирали. Этим они хотели показать свое отношение к трагедии. Никто и не мог представить, что этим они оскорбят память. Трагично то, что маленькие актеры попали под такой огонь взрослых. Слезы... сочувствия и скорби.

После линейки мы открывали мемориальную доску на здании школы (в память о погибших в Великой Отечественной войне). Деньги на нее собирали всем миром, как в старые добрые времена. Можно было, конечно, найти спонсоров (как это обычно бывает). Нет. Одни дети собирали несколько месяцев макулатуру, а другие рылись в архивах - очень сложное было время в годы войны, многое не удалось восстановить. До сих пор много неясно. И тоже были слезы. Слезы памяти. Можно, конечно, ничего не делать, сидеть ровно (как говорят). Кто вырастит из таких ребят? Иваны без Родины, без истории. Школа обязана учить сопереживать. Разве этому учат сейчас? Мы за духовность и нравственность. У наших ребят это мероприятие было не для галочки...

Сожалею, что вырванные фразы из интервью СМИ были восприняты как мой уход из школы.

Увы. Я на боевом посту. Как я могу спрятаться при таком огневом обстреле. Я вместе со своими ребятами.

С уважением, О.В. Горьковых"

Мнение

Михаил Швыдкой, доктор искусствоведения:

- К сожалению, я не видел того, как в одной из рязанских школ прошел театрализованный митинг, посвященный памяти погибших детей Беслана. Но его не видели и те, кто выступил с обвинениями в адрес учителей, его придумавших, и в адрес директора школы, его разрешившей. Этот школьный реквием по безвинно ушедшим шесть лет назад детям и их учителям вызвал гнев псевдоморалистов самим фактом своего существования. Его критики назвали рязанское мемориальное действо чуть ли не кощунством над трагедией, к которой вообще нельзя прикасаться средствами искусства. И именно это вызывает мое недоумение. Не существует таких тем, к которым не имеет права прикасаться искусство, которые не подлежат художественному осмыслению. Если следовать логике критиков рязанского реквиема, то нельзя ставить спектакли и снимать фильмы и о Великой Отечественной войне, и о других трагических событиях нашей многострадальной истории. Только потому, что они были трагическими. Или снимать их так, как снимали в 40-е годы прошлого века, когда война была только чередой звонких побед под руководством ВКП(б), впоследствии переименованной в КПСС. Я сам с послевоенного детства люблю смотреть эти фильмы, от которых веет сказочным романтизмом, крайне далеким от суровой реальности истории. Собственно говоря, именно за это я их и люблю, а вовсе не за то, что именно они должны открыть мне глаза на великое прошлое. В самом факте появления на свет этого рязанского театрализованного представления очевидна общественная потребность прикоснуться к событиям сегодняшнего дня, почувствовать нерв времени, высказать свою позицию по отношению к добру и злу. Проявить свою способность к состраданию, наконец. К состраданию, которое является одним из высших проявлений человеческого существа. Школьные любители сделали то, чего за пять лет не сделали профессионалы. Честь им и хвала за это.