Вчера в Сочи в рамках ежегодного специализированного форума впервые состоялась научно-практическая конференция "Гостиничный бизнес: последствия кризиса", на которой дали исчерпывающую оценку состоянию отечественной отельной индустрии.
Как говорили выступавшие, экономический кризис сильно ударил по отрасли. Количество клиентов в среднем по России сократилось более чем на 30 процентов. Причем снижение было буквально обвальным начиная с осени 2008 года. Заморозились многие строительные и инвестиционные проекты, попросту говоря, уже начатые гостиницы превратились в долгострои.
Владельцы гостиниц отреагировали тоже быстро: большинство из них приняли радикальные меры, в частности, сократив персонал. Произошла также оптимизация продаж, сменилась рекламная политика, маркетинг, администрирование, были внедрены новые технологии. Однако этот комплекс мер, вопреки ожиданиям, пока не привел к заметному росту.
- На 2010 год многие возлагали большие надежды, ведь было сделано едва ли не все, чтобы привлечь клиента, - рассказал корреспонденту "РГ" президент Российской гостиничной ассоциации Геннадий Ламшин. - Но рост оказался слишком медленным, за исключением отдельных регионов. Конечно, это не тот пик падения, который, на мой взгляд, пришелся на вторую половину 2009 года, но могло быть и лучше.
Как говорили участники конференции, выход один: продолжать оптимизацию бизнеса. Для этого предлагаются самые разные меры. Оказывается, на состояние продаж влияет даже содержание гостиничных сайтов. По мнению специалистов, у большинства гостиниц они слишком перегружены ненужной информацией, а процедура бронирования через Всемирную паутину, у которой большое будущее, технически невнятна.
Тем не менее есть регионы, где дела идут довольно хорошо. Например, это области и республики, окружающие Байкал, и российская Прибалтика. К примеру, в Бурятии власти пошли на беспрецедентные меры по поддержке гостиничного бизнеса: создали благоприятные условия для инвесторов, в течение пяти лет не берут земельный налог при строительстве новых отелей, а в следующие пять лет платится только его половина. Поэтому в Бурятии, в Иркутской и Калининградской областях, где тоже были приняты протекционистские меры, уже в этом году пошел заметный подъем гостиничного бизнеса.
Но, по мнению Ламшина, последствия кризиса в отрасли будут ощущаться еще несколько лет. "Здесь прозвучали интересные предложения, как преодолеть эти явления, - говорит президент ассоциации. - К примеру, в приграничных регионах можно искать хороших специалистов в соседних государствах. В некоторых европейских странах такая практика дала очень хорошие результаты".