Белгородский сегмент Интернета растет солидными темпами, но среди разнообразия сайтов онлайн-магазинов пока единицы.
По информации на 1 января в регионе было зарегистрировано 6147 доменов, из них 70 процентов принадлежат физическим лицам. Как утверждает заместитель директора PR-департамента компании, регистрирующей домены, Федор Смирнов, по этому показателю Белгородчина занимает второе место по Черноземью после Воронежской области, на которую приходится почти половина зарегистрированных в ЦЧР доменов.
При этом среди белгородских сайтов лишь немногие ориентированы на прямые продажи товаров или услуг. Гораздо чаще для онлайновых покупок белгородцы пользуются сайтами федеральных сетей по продаже бытовой и компьютерной техники, чтобы выбрать нужный товар и получить его в местном магазине. Обычно при этом получается сэкономить от трех до семи процентов - таким образом сети поощряют потребителей за то, что те позволяют им экономить на торговых площадях. Правда, технология работает пока "со скрипом". Нередко белгородцы сталкиваются с ситуацией, когда их заявку принимают в интернет-магазине, но выкупить товар не получается из-за сбоев в компьютерных системах или срывах поставок.
Тем не менее многие федеральные сети понимают перспективность региональных рынков. Так, один из крупнейших в стране интернет-магазинов, головной офис которого находится в Москве, недавно открыл в Белгороде пункт выдачи заказов. По словам руководства компании, такой ход обусловлен неоднократными жалобами потребителей на сроки доставки товаров обычной почтой и цены за эту услугу.
Пока москвичи осваиваются на белгородском рынке, большинство местных игроков не спешат уходить за потребителем в глобальную сеть, ограничиваясь созданием сайта-визитки.
- Белгородский бизнес психологически не готов к работе с клиентами в Интернете, - поясняет тенденцию web-разработчик Андрей Калугин. - В идеале интернет-магазин - это отлаженная система оперативного реагирования на запросы потребителя с коротким сроком доставки товара. Такой организации труда в Белгороде почти никто не обучен. Порой несведущие люди создают онлайн-магазин по принципу "чтобы был". Потребитель заказывает товар на сайте, не получает его в срок - и разочаровывается не только в конкретном сервисе, но и в покупках через Интернет как таковых.
По словам Андрея Калугина, в Белгороде есть смысл создавать интернет-магазины, которые продавали бы продукцию местных производителей: соревноваться с федеральными сетями в продажах других товаров почти невозможно. Впрочем, отдельные представители малого бизнеса на практике опровергают это утверждение. Так, многие белгородцы уже приноровились покупать контактные линзы через небольшой онлайновый сервис, созданный начинающим предпринимателем: товар привозят на дом в день заказа, а экономия по сравнению с походом в оптику достигает 30-40 процентов.
- Перспектива у региональных интернет-магазинов однозначно есть, - убежден владелец сервиса Валерий Шатилов. - Когда мы год назад открывали свой бизнес, четко понимали: это дело не одного года. Конечно, контактными линзами пользуется более молодая и, следовательно, "интернетизированная" часть населения. Тем не менее большинство клиентов, узнав о нас в Интернете, при заказе пользуются телефоном, хотя мы пытаемся "приучить" их делать покупки с помощью клавиатуры компьютера. Думаю, слабое развитие интернет-магазинов в провинции связано с боязнью потребителей нарваться на мошенников и получить некачественный товар.
Многие участники рынка лишь декларируют готовность принимать заказы через Интернет, но пока не спешат развивать онлайновые сервисы.
- Недавно я сделал заказ на сайте пиццерии, но пиццу мне так и не привезли, - рассказывает белгородец Юрий Александров. - Позвонил в службу доставки. Выяснилось, что заказы на собственном сайте они не отслеживают. Удивился, конечно, но еще больший шок я испытал через пять дней, когда эти же ребята мне перезвонили и предложили подтвердить тот самый заказ. Разумеется, я отказался...
Между тем
Многие представители малого бизнеса вместо создания собственных сайтов используют возможности социальных сетей. Популярные ресурсы, где зарегистрированы тысячи белгородцев, позволяют создавать интернет-сообщества, ориентированные на приобретение прибыли. По такому пути пошла одна из белгородских турфирм. Аналогично поступают производители эксклюзивных сувениров, которые ищут клиентов, выкладывая фотографии продукции на собственных страничках в соцсетях.