Никита Михалков: Отсутствие идей - мировая проблема кинематографа

На XIX Открытом фестивале кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии прошел совместный "круглый стол" представителей Союза кинематографистов России и "Киношока" на тему "Национальные кинематографии вчера, сегодня, завтра".

Руководители киносоюзов и представители практически всех стран СНГ, Прибалтики и Грузии обсуждали нынешнюю ситуацию, связанную с состоянием дел в кинематографии. С лейтмотивом - о прошлом мы говорили часто, много и иногда с выяснением отношений, но дальше нам все равно жить вместе, и потому сегодня эта встреча и реально важна, и остро необходима.

Президент "Киношока" Виктор Мережко пожелал, чтобы подобные "круглые столы" стали традицией, подчеркнув, что не говорить о проблемах общего кинематографического пространства бывшего Советского Союза нельзя: "Пока это идет откровенный и искренний, но немного теоретический разговор, но пройдет какое-то время, и что-то обязательно практически сдвинется. А без намерений и планов мы ничего сделать не сможем".

Тон высокому собранию задал прилетевший на полдня на "Киношок" в Анапу председатель Союза кинематографистов Никита Михалков: "У нас в Российской Федерации достаточно серьезных проблем, связанных с жизнью в обществе, и последние катастрофические последствия пожара дали очень важный знак тому, в каком состоянии мы находимся не только по отношению к противопожарной безопасности, но и еще по отношению друг к другу... Зачастую мы собираемся, говорим важные вещи о содружестве и необходимости консолидации, а в результате на деле ничего этого не происходит, причем не всегда по нашей вине. Есть объективные обстоятельства, есть политические, есть обстоятельства, связанные с политэкономической ситуацией во взаимоотношениях наших стран. Необходимо реально понять, насколько консолидация наших дружественных, а когда-то единых кинематографий может быть обоюдно полезна. Ведь, к сожалению, как правило, такого рода содружества заканчиваются просьбами: дайте нам деньги, и мы что-нибудь сделаем. Но не только в этом оно должно заключаться. Нужно искать общие интересы и общие точки соприкосновения. Потому что мы знаем, как снималось, допустим, совместное советско-болгарское кино: русский парень поехал в Болгарию и полюбил болгарскую девушку, а потом вместе они поехали строить БАМ и, как правило, обратно они возвращались в СССР. Болгарских дорог они вместе не строили... Я это к тому, чтобы мы не только опирались на финансы, а определились: насколько мы готовы внутренне разговаривать на общие наши проблемы, не зацикливаясь на страшной роли и экспансии Советского Союза во всех странах, которые отделились от СССР двадцать лет назад".

Председатель Союза кинематографистов Украины Сергей Трымбач посетовал, как редко такие встречи обретают некие организационно-конкретные последствия. "И понятно почему, - объяснил он. - В Украине, например, кино есть, фильмы снимаются, но совершенно отсутствует киноиндустрия. Разрушена система, которая образовывала единство всех составляющих кинопроцесса киноиндустрии. Сегодня сложно собрать киногруппу. Фактически исчезло среднее звено. Найти грамотного профессионального осветителя, гримера - целая проблема, которая касается прежде всего подготовки кадров. В Киеве странная ситуация: высших учебных заведений у нас больше, чем во Франции, Италии и Англии вместе взятых. Был какой-то техникум - теперь он стал называться университетом, сохранив те же формы обучения и уровень, которые были и раньше. Четыре вуза поставляют кадры для кино и телевидения, но честно скажу, уровень тоже жуткий.... В Украине в чем еще проблема - не хватает кинотеатров, не хватает экранов, и даже самый успешный украинский фильм не может вернуть затраченные на него деньги. Поэтому мы очень заинтересованы в российском прокате".

прямая речь

Никита Михалков, Председатель Союза кинематографистов РФ: Есть замечательные высокого класса картины с личностным отношением художника к проблеме - настоящий арт-хаус. А есть фильмы, которые чем хуже, чем беднее нищета, внутреннее и внешнее разорение, тем чаще они объявляются арт-хаусом. Но кинематограф в большой стране не может питаться только им, это все равно что каждый день на завтрак, обед и ужин нам бы предлагали только лягушачьи лапки... Отсутствие идей - проблема не только кинематографа наших стран, это мировая проблема. Но в мире она не затронула технического оснащения и профессионализма. А нас это коснулось в самом прямом смысле этого слова. Режиссером сейчас может стать любой, кто нашел деньги. Потрясающая вещь: оператор-любитель не может стать профессионалом, потому что он не знает экспозиции, фокуса, движения камеры, параметров пленки и так далее. А режиссер - может.

Но есть и другая проблема: даже человек, который обладает профессией, сегодня не может осуществить свои планы, потому что ему не на кого опереться. У нас отсутствует институт второго режиссера, его нет как класса. А работа второго режиссера не заключается только в том, чтобы расписать приезд актеров, - он создает атмосферу, которая в результате выливается в художественное произведение. Моя маниловская мечта - создать свою академию, где преподавался бы курс создания группы, той самой атмосферы, студийности на площадке. У актера в театре есть зритель, от которого он заводится, а актер в кадре заводится от группы. Мне кажется, разговор о создании некоего конгломерата кинематографий нужно начинать с воспитания кадров. И, скажем, предоставить возможность в России стажироваться ребятам, которые должны пройти школу второго режиссера, чтобы прийти к первому, - это реально. Если "круглые столы" выльются в конкретные предложения, связанные с техническим обеспечением воспитания среднего состава - путем той же стажировки, то нашим союзам было бы чем заняться. Тогда была бы уже конкретная польза, а не просто беседы, на какие бы деньги снимать кино о том, как русский мальчик полюбил украинку.

P.S.

Разговор о национальных кинематографиях будет продолжен в "Российской газете" в ближайших номерах.