Кира Прошутинская: Наш народ достоин лучшего телевидения, чем у нас есть

Кира Прошутинская, ведущая легендарного телевизионного "Пресс-клуба" конца 80-х - начала 90-х, глава "Авторского телевидения" - об авторском начале в современной журналистике.

Российская газета: Кира Александровна, сегодня "телевидение" - почти ругательное слово. Как "телемастер" скажите несколько слов в его оправдание. Что заставляет вас любить его?

Кира Прошутинская: К сожалению, я не с первого раза нашла себе мужа. А вот работу - с первого. Телевидение - любовь первая и единственная. (Пришла в 19 лет, а уже в 21 меня в виде исключения взяли в штат молодежной редакции Центрального телевидения.) Жизни без него я себе не представляю. Как, впрочем, и многие другие. Что это за феномен, что за "наркотик"? Ведь покинуть ТВ не могут не только те, кто в кадре. Среди редакторов, журналистов ни разу не встречала добровольно покинувших ТВ.

Упрощение всего современного ТВ, низведение каких-то сложных мыслей и позиций до скороговорок и адаптированных подач вызывает у меня обиду за зрителя. "Мы показываем, пипл хавает" - не моя лексика. Я гораздо серьезнее отношусь к нашему народу, он умнее, серьезнее, образованнее, чем нас приучают думать, и достоин лучшего телевидения, чем у нас есть.

А в оправдание что могу сказать? Все равно есть хорошие передачи. Нам, например, не стыдно ни за "Дежурного по стране", ни за "Большую семью", ни за "Пресс-клуб", ни за "Временно доступен"... К счастью, у нас нет проходных вещей.

РГ: Сегодня лидируют газеты и журналы, где заметки пишутся по строгой технологии. Автор с его изысками мыслей и чувств почти не нужен. Как в современной журналистике сохранить авторское начало? Как "Авторское телевидение" делает это?

Прошутинская: Конечно, какой-нибудь журнал "Финансы и деньги" может быть и лишен авторского начала, сделав выбор в пользу ну не то, чтобы безликой, а, скажем так, унифицированной журналистики. Но все, у чего есть автор, несет в себе знак качества и ответственности. Авторская позиция сейчас, к сожалению, не буду врать, не позволяет сказать до конца все, что ты хочешь сказать, но позволяет не говорить того, что не хочешь.

У нас сейчас в компании работает очень много молодых людей - от 18 до 40 лет. И мы все делаем для того, чтобы развить их авторское начало. Чтобы они чувствовали, как они свободны в идеях, в стремлении что-то придумать.

У нас вообще-то работают люди, которым интересен человек как таковой. Независимо от того "звезда" он или нет. Мы делали программу "От всей души" (к сожалению, сейчас закрытую, мне невероятно жалко, потому что я когда-то начинала работать с Валентиной Михайловной Леонтьевой и мне хотелось возродить ее на новом этапе) и лишний раз получали подтверждение, какие все-таки люди у нас потрясающе интересные.

И вот этот пристальный взгляд на человека, на его суть, не столько на поверхность, сколько на психологическую глубину - отличительная черта "Авторского телевидения". Может это пафосно и несовременно звучит? У нас не топовые, хотя достойные рейтинги. Но на фоне того, что народ "заточили" под желтизну, простоту, ржание. А для нас Абсолют юмора - Михаил Михайлович Жванецкий. Не постные, изящные, смелые шутки, хоть о любви он говорит, хоть о политике.

РГ: Российское телевидение ждут революции?

Прошутинская: Но мы же лишь компания-производитель. Главное дело своей жизни - телеканал - мы не сделали, хотя нам казалось, что мы могли и уж точно хотели сделать общественный канал. Я не чувствую кожей никаких перемен. Есть волнение на некоторых каналах. Но что за ним?

Я только знаю, что к работникам телевидения нельзя относиться как к пешкам. Качество рождается уважением к человеку. Умением увидеть, умением выждать. К сожалению, это сейчас ушло из стиля общения руководителей телеканалов. Для меня это разрушительная сила, она не дает телевидению развиваться.