Специальная программа XIX Открытого фестиваля кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии посвящена белорусскому кино.
Чтобы представить цикл показов "В фокусе - Беларусь" на "Киношок" в Анапу приехала самая многочисленная делегация. За работу режиссера Дмитрия Лося "Трамвай в Париж" все дружно болели на зрительском конкурсе "ТВ-шок", ночью аплодировали лучшим белорусским анимационным фильмам, в перспективе ждут, что случится с киноклассикой в студенческих киноопытах "Перемонтаж". А в главном конкурсе полнометражных фильмов на фестивале разгадывали, в каком жанре создана картина Андрея Кудиненко "Масакра".
Сам режиссер "Масакры" (название в переводе означает "кровавая бойня", "кровопролитное убийство") утверждал, что изобрел новый вид комических ужасов "бульба-хорроу". "У кого есть юмор, тот поймет, - на всякий случай пояснял Андрей Кудиненко. - Самое сложное в данном материале было с серьезным лицом подойти к истории".
Не к истории вообще, а, видимо, к истории сюжета в фильме. В странное, запущенное имение графа N прибывает молодой художник, чтобы составить каталог огромной библиотеки в замке и заработать себе тем самым денег на обучение в Италии. Но книги художника мало интересуют, и он начинает ухаживать за красавицей графской невестой. Та, как заколдованная, любит графа, но почему-то готова бежать с первым попавшимся юношей хоть на край света, главное - подальше от имения. Так как граф на самом деле оказывается оборотнем, который временами превращается в медведя... Этот роковой мужчина-хищник, мужчина-зверь, едва почувствовав угрозу своей любви, убивает всех гостей, прибывших в нему на помолвку. А самое смешное, что гибнет он от рук заезжего художника, в характере которого решительности не больше, чем у цыпленка... Мистический символизм, комедию, лирическую драму и много чего еще Андрей Кудиненко мешает в одной картине с ловкостью фокусника, для которого что человека расчленить, что зайца из цилиндра достать - дело техники...
Подобные творческие поиски и режиссерские опыты, как выяснилось, сейчас проходят в Беларуси беспрепятственно. Андрей Кудиненко рассказывал, каким максимальным доверием кинематографических властей сейчас пользуются молодые белорусские режиссеры: "Нам можно делать все. И развивать национальные жанры, и придумывать что-то свое. Я считаю, что "Масакра" - это начало новой истории белорусского национального кино".
Приехавший на "Киношок" руководитель департамента кинематографии министерства культуры Беларуси Андрей Бычков его поддержал и рассказал о состоянии дел. "Сумма господдержки кино в Беларуси сейчас доходит до десяти миллионов долларов в год, - сообщил Андрей Бычков. - Но мы доживаем последние так называемые социалистические месяцы, когда кинопроизводство стопроцентно финансируется государством. Со следующего года только 70 процентов от бюджета картины будет финансироваться государством. Для того чтобы эти тридцать процентов нам как-то компенсировал, а надо учитывать, что в Беларуси не так много богатых людей, кто бы мог вкладывать деньги в кинопроизводство, мы это реально представляем и понимаем, со следующего года "Беларусьфильм" будет работать и на предоставление услуг как кинофабрика. Мы рассматриваем и такой вариант развития. Кроме того, что будет создан государственный продюсерский центр и фонд поддержки кинематографии на отчисления от продаж сигарет, алкогольной продукции плюс с доходов кабельного телевидения. На сто процентов у нас будет финансироваться только документалистика и проекты на национальную тематику".