Сегодня депутаты Госдумы должны определить, получат ли инновации свой собственный закон. В первом чтении планируется рассмотреть очередную версию законопроекта "Об инновационной деятельности в РФ". Как отмечают эксперты, пока у нас нет федерального закона, который бы в полной мере регулировал столь важную сферу экономических и общественных отношений. С конца 90-х с разной степенью активности предпринимаются попытки для принятия соответствующих законодательных актов. Новая версия закона, по мнению авторов проекта, - это базовый документ, который устанавливает основные принципы и способы государственного регулирования инновационной деятельности в РФ на разных уровнях власти, а также различные формы поддержки инновационной деятельности. В частности, он содержит расширенное толкование самого понятия "инновационная деятельность" и закрепляет такие понятия, как инновация, инновационная организация, инновационный проект, и т.д.
Согласно документу, поддержка инновационной деятельности в случае принятия госорганами соответствующего решения может оказываться за счет средств федерального, региональных или местных бюджетов и включать в себя финансово-кредитную, имущественную, техническую, консультационную, информационную поддержку и т.д. При этом документ предполагает, что убытки, причиненные незаконными действиями или бездействием органов власти, в том числе издание несоответствующих законам нормативных актов, должны быть возмещены из бюджета соответствующего уровня. В качестве источников финансирования инновационной деятельности определяются как средства самих разработчиков инноваций, так и иностранные инвестиции.
Помимо этого настоящим законопроектом предусматривается введение принципа саморегулирования инновационной деятельности. По версии разработчиков, оно должно сочетаться с госрегулированием, "не нарушая свободу научного творчества". Законопроект предлагает при органах исполнительной власти создавать специальные советы по развитию инновационной деятельности, функции и полномочия которых будут определять власти.
Эксперты и часть депутатов к данным инициативам относятся скептически. По мнению Андрея Кузнецова, генерального директора медиахолдинга "Опора - Кредит", это очередной пустой закон, пустая трата времени, денег налогоплательщиков и килограммов бумаги. "Закон не создает никакой новизны, никаких конкретных механизмов поддержки инноваций, а лишь описывает общеизвестные понятия, которые уже набили всем оскомину", - отметил эксперт.
По словам Андрея Кузнецова, для того чтобы развить инновационную экономику, нужно создать среду для развития предпринимательства - в первую очередь независимые суды. Пока этого не будет сделано, никакие законы не произведут должного эффекта, особенно если они всего лишь "дают расширенное толкование понятия инновационной деятельности, раскрывают основные направления...".
Ольга Кожемякина, старший менеджер департамента государственного консалтинга АКГ "Развитие бизнес-систем", сомневается, что в данном проекте предложены действенные механизмы поддержки инновационной деятельности. "Скорее всего, введение в действие его норм, не увеличит активности инновационных организаций, и не будет способствовать расширению их круга без дополнительной проработки в рамках данного законопроекта механизмов поддержки инновационной деятельности и условий ее предоставления", - отметила Ольга Кожемякина.
Свои сомнения высказали и депутаты. В частности, эксперты Комитета Госдумы по промышленности отмечают, что нельзя согласиться с предложением авторов законопроекта устанавливать в качестве критерия отнесения деятельности к инновационной нормативного срока окупаемости проекта, так как это лишит предприятия и организации значительной части прогнозируемых финансовых поступлений и возможностей к продолжению инновационной деятельности в дальнейшем. А в Комитете Госдумы по экономической политике и предпринимательству и вовсе считают, что закон не изменяет существующих подходов к стимулированию производства и потребления новаций и не способствует формированию рынка промышленной интеллектуальной собственности.