Жилищный комитет Санкт-Петербурга объявил конкурс на выполнение в 2010 году работ по модернизации лифтов. За 53 миллиона рублей предполагается отремонтировать и заменить 35 лифтов в 9 районах города.
Программа модернизации лифтового хозяйства действует в Северной столице уже три года. Однако при сегодняшних темпах реализации ее выполнение отодвигается на неопределенный срок.
По данным Гостехнадзора, сейчас в Санкт-Петербурге около 44 тысяч лифтов, из них примерно 32 тысячи - в жилых домах. Треть из них уже выработала свой ресурс, и каждый год количество лифтов, нуждающихся в замене или модернизации, увеличивается еще примерно на 1200 единиц. Приблизительно такое же количество ремонтируется или заменяется в рамках городской программы. То есть лифтовая "очередь" не растет, но и не уменьшается.
В Санкт-Петербурге лифты выпускают несколько компаний. Причем в городских конкурсах могут участвовать не только фирмы из Северной столицы, но и производители из других регионов и стран. Основными критериями при выборе поставщика является, во-первых, надежность и безопасность, а во-вторых, "вандалоустойчивость" оборудования. Шахты лифтов необходимо максимально защищитить от проникновения, а машинные залы - от взлома и хищения оборудования. Кнопки в кабинах должны быть изготовлены из материалов, которые сложно поджечь.
Со следующего года к требованиям добавится и энергоэффективность. Такое оборудование уже есть. Например, лифты крупной зарубежной компании, завод которой действует в Санкт-Петербурге с 1993 года, уже сейчас могут обеспечивать 40-процентную экономию электроэнергии по сравнению с действующими образцами. В некоторых случаях экономия может составлять до 75 процентов.
Острой проблемой для Санкт-Петербурга является состояние лифтов в исторической части города. Изначально архитектурными проектами подъемники там не предусматривались, шахты просто пристроили к стенам домов во дворах. Кабины, как правило, очень маленькие, часто нестандартные, а шахты нуждаются в капитальном ремонте.
- В исторической части города это особенно сложно, - отмечает губернатор Валентина Матвиенко, - но нам все же придется это делать. В последние годы мы активно занимаемся модернизацией лифтов, понимая остроту этой проблемы. В программу на 2010 год уже включены подъезды в Василеостровском, Петроградском, Центральном районах, а на 2011 год жилищному комитету поручено подготовить список самых сложных точек. Там будет произведена не только замена лифта, но и замена шахты. В городском бюджете на 2011 год будут предусмотрены необходимые финансовые ресурсы.
В муниципальном жилье городские власти делают это за счет бюджета. Снизить цену помогают конкурсные процедуры. В домах жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья часть расходов перекладывается на плечи жильцов. Правда, часть эта не очень велика - 5 процентов финансируют граждане, остальные 95 - все же бюджет.
В доме на улице Крыленко лифты проработали на 20 лет дольше, чем полагается. По нормативам их нужно было заменить еще в 2000-м году - истек 25-летний срок службы плюс десять лет после модернизации, однако работы начались только в 2010-м.
- Наш дом был включен в региональную программу после экспертизы, которая установила, что лифты не подлежат дальнейшей эксплуатации, - рассказала председатель ЖСК Татьяна Заховалко. - Был проведен тендер, по результатам которого начались работы по замене лифтов. В нашем доме их два, процесс займет около полугода.
Расходы на новые лифты - грузовой и пассажирский - жильцам включили в квитанции об оплате коммунальных услуг. В течение года они будут платить примерно на 300 рублей больше обычной квартплаты, но зато в доме появились новенькие современные лифты. Однако не везде граждане готовы идти на дополнительные расходы. Между тем, по данным экспертов, в 80-е годы прошлого века в Санкт-Петербурге ежегодно вводилось в действие около двух тысяч подъемных механизмов в жилых домах. А значит, не за горами тот день, когда лифтовое хозяйство города начнет ветшать еще более стремительными темпами.
Кстати
В Санкт-Петербурге может появиться еще один тип подъемных механизмов. Сейчас правительство города ведет переговоры об оснащении домов, где проживают люди с ограниченными возможностями, специальными подъемно-спусковыми платформами. Эксперимент по их использованию планируется начать в 2011 году.