О ситуации в экономике Среднего Урала и мерах, предпринимаемых властями для стимулирования деловой активности в регионе, на деловом завтраке в "Российской газете" рассказал председатель правительства Свердловской области Анатолий Гредин.
Российская газета: Областная власть в новом составе проработала уже почти год. На решении каких проблем вы акцентировали основное внимание и что удалось сделать за это время?
Анатолий Гредин: 52 процента валового регионального продукта Свердловской области дает металлургия - черная и цветная. И когда начался кризис, цены на медь упали в три раза, на алюминий - почти в четыре, на черные металлы - в два. Свыше 50 процентов предприятий области стали убыточными. Естественно, бюджет пополз по швам, потому что львиная его доля - налог на прибыль. Сложная была ситуация.
Мы искали способы поддержать промышленность, чтобы она снова "задышала". Например, у оборонных предприятий Среднего Урала практически не снижался гособоронзаказ, он достаточно большой. Поэтому в конце 2009 года мы начали разворачивать областную программу кооперации: связали предприятия ОПК с поставщиками комплектующих второго-третьего уровня. Это помогло выжить многим предприятиям.
РГ: По утверждению экономистов и политиков, кризис миновал, начинается восстановление экономики. Какова ситуация в Свердловской области: есть ли положительная динамика в основных отраслях промышленности, строительстве?
Гредин: Возросший госзаказ выручил не только промышленность. К примеру, в этом году в области будет построено за счет бюджетных средств десять процентов жилья - такого никогда раньше не было, строилось максимум два-три процента. На обеспечение жильем ветеранов, военнослужащих и другие программы регион получил достаточно серьезные деньги из федерального бюджета: только последний транш - 1,4 миллиарда рублей. Мы строим жилье, покупаем на вторичном рынке, предоставляем субсидии на его покупку. Это дало толчок строительной отрасли. Мы постоянно ведем мониторинг ситуации и видим, как экономика начинает выходить из кризиса. Первыми стали приходить в себя предприятия медной отрасли, затем черная металлургия, сейчас восстанавливается алюминиевая промышленность.
РГ: Каковы ваши прогнозы на конец текущего года и 2011-й?
Гредин: Мы вышли на совершенно нормальную, плановую работу. В 2010 году дважды вносили изменения в бюджет. Первый вариант был принят с дефицитом почти в девять миллиардов рублей, потом этот дефицит увеличили почти до 12 миллиардов, а к сегодняшнему дню половину дефицита сократили, и я думаю, что к концу года бюджет будет исполнен вообще без дефицита. По итогам первого полугодия 2010 года доходы областного бюджета с учетом безвозмездных поступлений составили 58,7 миллиарда рублей. Это на восемь миллиардов больше, чем за соответствующий период 2009 года, и на 3,7 миллиарда - 2008-го.
Возможно, что по итогам девяти месяцев мы будем вносить еще какие-то изменения, - скорее всего, дополнительные доходы будут перераспределены в пользу муниципальных образований. В этом году в области только два муниципальных образования работают с профицитом, то есть сами себя обеспечивают, - Екатеринбург и Лесной. Остальные - на дотациях из областного бюджета. Бюджет принимался с дефицитом по каждому муниципальному образованию до 20-30 процентов: средств фактически хватает только на текущие расходы, а у некоторых территорий их недостаточно даже на оплату коммунальных услуг муниципальных бюджетных организаций. Недавно принято решение выделить муниципалитетам 400 миллионов, чтобы покрыть задолженность бюджетных организаций за поставленное тепло.
РГ: В чем особенность бюджета области на 2011 год, работа над проектом которого уже идет?
Гредин: Прогноз социально-экономического развития области на 2011 год предусматривает рост доходной части бюджета на 18 процентов. Планируем, что консолидированный бюджет будет не меньше, чем в 2008 году, - около 137-140 миллиардов рублей. При его формировании учтены изменения в федеральном законодательстве, индексация тарифов, повышение зарплаты бюджетникам и т. д.
Как и раньше, финансовое обеспечение областных целевых программ формируется в условиях дефицита бюджета и высокой доли обязательных расходов. Но, понимая необходимость формирования бюджета развития, планируется увеличить долю расходов на финансирование целевых программ в два раза (с 4,2 в 2010 году до 8,7 процента в 2011-м), объем финансирования возрастет в 2,6 раза (с 3,9 миллиарда рублей до десяти миллиардов).
РГ: Экономический кризис затормозил рост энергодефицита, в результате программа строительства новых энергомощностей была заморожена. Тем не менее проблема вскоре вновь может встать очень остро, учитывая начавшееся восстановление объемов производства и выбытие из строя действующих энергетических мощностей. Какова стратегия региона в этом плане?
Гредин: Еще в конце 2006 года была принята программа реконструкции энергетических мощностей Свердловской области и строительства новых объектов. В этом году мы подписали соглашения с энергетическими компаниями, и в 2011-м начнется реконструкция Богословской ТЭЦ, Серовской ГРЭС. Работы на Рефтинской ГРЭС уже ведутся, на Среднеуральской ГРЭС завершается строительство современной парогазовой установки мощностью 400 МВт.
Мы несколько приостановили некоторые программы, но стали разворачивать ряд других. Помимо ввода новых объектов для Свердловской области, где так велика доля энергоемких отраслей промышленности, а собственных топливных ресурсов - лишь три процента в общем объеме потребления, особенно важно повышение энергоэффективности. Цель принятой и уже работающей программы - снизить энергоемкость валового регионального продукта к 2020 году на 40 процентов относительно 2007 года. При этом суммарная экономия энергоресурсов составит 188 миллионов тонн условного топлива.
Хорошая программа по газификации Свердловской области. До 2020 года в это направление предстоит вложить 61 миллиард рублей. В этом году мы ее расконсервировали, выделили на газификацию почти 400 миллионов. На программу "Уральская деревня" в 2008 году было выделено почти два миллиарда рублей, но в период кризиса она также была свернута. Сейчас мы изыскиваем на нее средства.
Серьезную поддержку региону оказала федеральная программа реформирования ЖКХ. В этом году мы ремонтируем почти 600 домов, затраты составят более пяти миллиардов рублей. Сейчас задача - максимально привлечь в сферу ЖКХ средства, в том числе частные инвестиции. В текущем году в области будет введено 34 новых котельных, на будущий год задача - построить уже не менее 100 современных котельных с высоким КПД. 80 процентов этих энергоисточников возводится за счет средств инвесторов.
РГ: Что предпринимает правительство для привлечения в регион инвестиций?
Гредин: Область научилась участвовать во всех федеральных программах. В начале 2010 года мы ввели новую систему оценки работы министров. Один из ключевых параметров работы, за которые, кстати, министр отвечает рублем, - привлечение в регион инвестиций. В результате в текущем году в регион привлечено в два раза больше федеральных средств - 18 миллиардов рублей вместо девяти.
По привлечению частных инвестиций планка была поставлена на уровне 240 миллиардов рублей. Пока до нее недотягиваем. И все же в текущем году мы запустили ряд производств. Например, в Сухом Логу заработал новый цементный завод, который будет производить 1,3 миллиона тонн цемента в год. Готовится к пуску в октябре электросталеплавильный комплекс в Первоуральске. Нам удалось вновь собрать Уралмашзавод в единое целое, и сейчас мы восстанавливаем там производство буровых установок по совершенно новым технологиям. В 2013 году предприятие должно поставить 50 таких установок. На днях был запущен современнейший завод по производству теплоизоляционных материалов в Асбесте. На нем работают всего 200 человек. В перспективе - мощная реконструкция на НТМК, создание химического кластера на базе производственного объединения "Уралхимпласт" в Нижнем Тагиле.
В первую очередь мы ставим задачу развивать машиностроение, то есть производство продукции с высокой добавленной стоимостью. Многие из перспективных проектов будут реализованы на принципах частно-государственного партнерства. Стремление выстроить партнерские отношения с бизнесом вылилось и в заключение соглашений о социально-экономическом сотрудничестве, которые правительство Свердловской области подписало с крупнейшими предприятиями региона, такими как УГМК, ТМК, МРСК Урала, "Газпром трансгаз Екатеринбург", и другими.
РГ: В период кризиса бизнес несколько сократил вложения в модернизацию действующих и создание новых предприятий. Что предпринимают власти региона для поддержки бизнеса, создающего новые производства?
Гредин: Правительство региона внесло в областную Думу два законопроекта, направленных на стимулирование деловой активности, прежде всего - создание новых производств. В рамках наших полномочий мы предлагаем уменьшить для таких предприятий налоги на прибыль и на имущество. В первый год работы предприятия предусматривается полное освобождение от уплаты налога на имущество, во второй и третий годы - значительное его уменьшение. Кроме того, налог на имущество для предприятия будет сокращен на сумму, исчисленную по вновь введенным или модернизированным основным средствам. На три года предполагается освободить от уплаты этого налога железнодорожные грузовые вагоны, дефицит которых мешает развитию экономики региона. Кстати, под гарантию, что эти законы будут приняты, совет директоров ОАО "РЖД" принял решение зарегистрировать вторую грузовую компанию не в Москве, а в Екатеринбурге. Это даст области ежегодно пять миллиардов рублей в бюджет.
Эти налоговые преференции не повлекут потерь доходов областного бюджета, так как будут предоставляться только при условии прироста налогооблагаемой базы. Зато после окончания льготного периода дополнительные доходы областного бюджета ежегодно будут составлять около десяти миллиардов рублей.