Сегодня в Москве открывается Всемирная конференция ЮНЕСКО по воспитанию и образованию детей младшего возраста, на которой представители 124 стран обсудят проблемы самых маленьких жителей планеты.
Еще в 2007 году представители московских властей и ООН подписали меморандум о сотрудничестве, в котором первым пунктом стоял пилотный проект "Московское образование: от младенчества до школы". Столичные специалисты в области дошкольного образования поставили задачу перестроить систему детского воспитания под единый евростандарт, который потом могли бы взять на вооружение и в других странах. Участниками проекта стали 17 детсадов. Как изменилась в них жизнь малышей? Накануне конгресса журналисты отправились в пресс-тур, чтобы увидеть это своими глазами.
Первая остановка - детсад N 2030, на базе которого и создан "юнесковский" ресурсный центр "Все лучшее - детям". Здесь комфортно любому ребенку. На ступеньках лежит особое "нескользкое" покрытие. "Распаренный" в бассейне пловец по пути в группу не простынет - особые батареи создают тепловой щит. Но главное, созданы практически все формы работы с детьми раннего возраста. Скажем, самые маленькие начинают привыкать к садиковской жизни в центре игровой поддержки, приходя сюда три раза в неделю с мамами. А если обнаружатся проблемы со здоровьем, справиться с ними помогают специалисты службы ранней помощи. И это не все. "У меня восемь детей, - рассказывает Наталья Бережалова. - Жизнь нашей семьи изменилась к лучшему, когда я стала воспитателем семейного детсада, прикрепленного к этому ресурсному центру. У меня под опекой пятеро детсадовцев, из которых двое - моих. Привожу их сюда на занятия, праздники. Это удобно: и малышня от коллектива не отрывается, и старшим детям - школьникам - можно уделить внимание".
В другом центре развития ребенка - детсад N 2336, ищут у каждого малыша таланты. Вот за столиками, где столешницы заменили шахматные доски, ведут шашечные бои юные гроссмейстеры. По соседству за компьютерами расположились ребята постарше. На стене - интерактивная "живая" доска. В руках Севы указка - кисточка, которую он "макает" в виртуальные баночки и потом наносит "краску" на силуэт мишки. "Благодаря специальной методике развиваем у детей логическое мышление, умение анализировать и обобщать, работать с цветом и формой", - поясняет педагог Ольга Соколова. В другом кабинете малыши осваивают английский язык, через стенку расположилась экологическая лаборатория с завидной коллекцией минералов и насекомых, в актовом зале идет репетиция фольклорного ансамбля "Добрынюшка"...
Впрочем, не стоит отчаиваться и родителям, детей которых из-за проблем со здоровьем называют особыми. Для них в Москве растет число детсадов с инклюзивным образованием. Один из лучших - N 288. По словам директора Марии Прохучаевой, здесь в 10 инклюзивных группах воспитываются 211 детей, из них 40 с диагнозами: синдром Дауна, синдром Мартина-Белл, ДЦП, ранний аутизм... Сначала не все родители были в восторге от того, что их "нормальный" ребенок может попасть в смешанную группу, зато сейчас признают: дети стали добрее, а по знаниям опережают сверстников. У особых малышей тоже успехи: за год занятий лучше стали говорить, окрепли мышцы, улучшилась координация. Здесь главный принцип такой: не ребенок подстраивается под образование, а образование - под ребенка. Скажем, когда на занятии идет речь о яблоке, то одному малышу дается задание написать название фрукта, другой делит его на дольки, а третий пока учится выговаривать буквы. Каждый трудится в меру способностей.
В департаменте образования города советуют: если папы и мамы "обычного" садика хотят, чтобы их дети развивались по особым программам, то для этого надо создать родительский комитет, вместе с воспитателями выработать предложения и обратиться за методической помощью в ресурсный центр района или округа.