В Москве выступила группа Massive Attack

Они сами называют себя не группой, а "звуковой системой" (своего рода творческой тусовкой, в которой крутятся, смешивая идеи, музыканты, продюсеры, ди-джеи, художники), и отказываются признавать "трип-хоп" за термин, которым в начале 90-х назвали рожденный ими музыкальный стиль.

В первом лидер Massive Attack, композитор и художник Роберт Дель Ная (творческий псевдоним -  3D) совершенно прав - в МА всегда был костяк из 3-4 музыкантов, а воплощать эту музыку и в альбомах, и на концертах им всегда помогали самые разные исполнители. Но что касается трип-хопа - словосочетания, возникшего, видимо, от английского "trip" - путешествие, то, безусловно, музыка "звуковой системы" всегда была путешествием по жанрам и стилям. В альбомах МА, первый из которых был выпущен в 1991-м, намиксовано всего - и реггей, и хип-хоп, и джаз, и соул, щедро заправленные электронными  ритмами, скрепленные компьютерными наложениями и украшенные спецэффектами.

…Сцену украшали лишь выстроенная в ряд аппаратура и узкое электронное табло. Но вот - серебряный шелест, синий свет, за спинами музыкантов забегали тонкие лучи прожекторов, забулькали сэмплы  и - удар! еще удар! А вот и тема, в которой все узнали United Snakes, которой МА открывают концерты последних лет, пошедшая под тяжелый апокалипсический барабан.

Мелодия, цепляющая и захватывающая, и неизменный магически-мерный ритм, тягучая, низкая фоновая подложка под сложные электронные проигрыши - 3D сотоварищи всегда поражали публику контрастами между звуками живыми, исторгаемыми ударами пальцев по струнам, или человеческими голосами, и звуками искусственными, электронными, статичными, порой и страшными. И чем резче на концерте был этот контраст, тем сильнее отдавались в слушателях эти гармонии, а для тех, кто понимал и мог что-то разобрать в накаленном концертном звуке, и слова песен.

В начавшейся, как, казалось бы, песне о любви Babel (смешение, галдеж, Вавилон) нежнейший голос Мартины Топли-Берд на фоне пульсирующего механического ритма  и ослепляющих зал красных сполохов вдруг начал выпевать о том, что в нынешнем, полном ненависти мире, совершенно невозможно разобраться, кто рядом с тобой - друг, враг, мужчина, женщина. Совершенно обезоруживающей по подаче оказалась другая песня с последнего альбома группы "Heligoland" - Splitting the Atom ("Расщепляя атом"). В удары электронного барабана вдруг вкралась "трещинка" (расщепление же!), прожектора над сценой образовали ядерный "трилистник" и всех накрыл густой голос ("Исчезнет  все, мы станем невидимыми делимыми"), призывающий остановиться в уничтожении друг друга.   

Как тут было не вспомнить, что "Heligoland" - это по-русски Гельголанд, остров, превращенный англичанами в  свою военную базу, на котором когда-то прозвучал самый мощный неядерный взрыв в истории. МА - группа социально неравнодушная, и если у нас эту музыку любят за мощь и красоту, то на Западе еще и за актуальность тем, которые эта музыка с той самой мощью подчеркивает.

"Искусственные люди делают из меня игрушку" - со значением роняя тяжелые ноты в зал, сообщал нам 3D (Rising sun), "турникет ходит по колее, забирая у меня все живое" вторил ему, ритмично потряхивая дрэдами, звезда реггей, постоянный участник "звуковой системы" Хорас Энди (Atlas Air). 3D в одной из композиций и вовсе спел буквально "Мне нечего терять кроме своих цепей"... Тема противостояния живой души автоматизирующемуся миру,  весьма актуальная  для западной интеллигенции, звучала чуть ли не в каждой песне.

Впрочем, Massive Attack стараются быть актуальными в каждой стране, где выступают. На Mezzanine по электронному заднику побежали курсы доллара и рубля, сведения о доходах на душу населения в США и России, а, внимая  Inertia Creeps, мрачной песне о зацикленности бытия, зал с изумлением увидел на световой стене заголовки родной "желтой" прессы с фамилиями Михалкова и Водонаевой.

На десерт нашей публике - к слову, заполнившей зал ДС "Мегаспорт" едва ли наполовину - были предложены суперхиты. С первых тактов публика в зале узнала падающую электронными каплями Teardrop - красивейшая тема известна во всем мире, как заставка к сериалу "Доктор Хаус" (музыка МА давно разобрана по фильмам и сериалам, назовем "Большой куш", "Матрицу", "Мулен Руж", "Дэнни цепной пес"). А настоящей кодой концерта стала быстрая, волнующая соул-баллада "Неоконченная симфония" - всего лишь о любви.