Прогноз: через 5-10 лет розничная торговля перекочует в Интернет

Вчера в российский павильон на Всемирной универсальной выставке ЭКСПО-2010 в Шанхае пришел шестимиллионный посетитель, им стала студентка из небольшого городка, которая отстояла в очереди, как она сказала, четыре часа.

Министр промышленности и торговли России Виктор Христенко лично вручил сияющей от радости китаянке сувенир за интерес к России. А наблюдавшие эту неожиданную картинку участники видео моста Шанхай - Москва - Екатеринбург не могли не задать девушке вопрос, совершает ли она покупки в Интернете. Участники видеомоста в это время обсуждали тему, каким видят образ будущего розничной торговли - магазинов, супер- и гипермаркетов. Однако шестимиллионная посетительница из-за праздничного ажиотажа в Шанхае вопрос не расслышала. Но большинству собравшихся по ту сторону трех экранов видеомоста лидеров розничной индустрии, представителей исполнительных органов власти, похоже, ответ был ясен. Уже через 5-10 лет, а может быть, даже гораздо раньше, розничная торговля как в глобальном мире, так и в России, особенно в мегаполисах, постепенно перекочует в Интернет, а торговые сети станут частью социальных интернет-сетей. Продукты же будут развозить "под заказ", под "клики". При этом уже существующие и вновь строящиеся в городах торговые центры все больше будут "конвертироваться" в развлекательные шоу-румы, образовательные сервис-центры, общепитовские заведения, где покупки будут совершаться если не в последнюю очередь, то заодно с другими развлечениями.

По словам директора по стратегическому планированию одной из западных консалтинговых компаний Кнези Драгорода, потребители - пользователи Интернета будут иметь возможность заранее заказывать продукцию, которая еще не произведена. Сами определять ее потребительские и инновационные свойства, затем с помощью широкого обмена информацией в блогах и социальных сетях самостоятельно ее рекламировать и продвигать, заменяя дистрибьюторов и логистиков, создавать спрос, повышать рост продаж. Зачатки именно таких тенденций уже фиксируют сегодня на практике крупные глобальные и российские ретейлеры. Особенно это заметно, по их данным, в молодежной среде, которая на 75 процентов присутствует в интернет-пространстве и все больше увлекается электронной торговлей.

Впрочем, в российских торговых сетях ожидают, что через какое-то время в интернет-магазины перекочуют 25-30 процентов торговых операций. А ассортимент товаров будет диктовать исключительно интернет-среда.

Эти и другие футуристические тенденции поддержали на другом конце видеомоста, в Шанхае, представители Минпромторга России. По словам директора департамента госрегулирования внутренней торговли минпром торга Олега Сазанова, чем больше людей будет участвовать в процессе производства продукции товаров, тем более качественными будут сами товары и продажи. Он также обратил внимание и на градостроительную политику крупных, средних, небольших городов. Чем больше места будет уделяться "умным" городам, которые будут насыщены коммуникативными компьютерными технологиями, тем больше будет у этих городов так называемых индикаторов пригодности, то есть шансов, что в них будут стремиться приезжать и жить люди. В ответ Екатеринбург вчера отрапортовал тем, что впервые в России вскоре откроет виртуальный торговый центр.

Тем не менее, спустившись из будущего в настоящее, участники видеомоста вчера посвятили немало времени насущным проблемам. К примеру, москвичи вспомнили о том, что в столице растут торговые сети, но исчезают магазины шаговой доступности. На протяжении всего Ленинского проспекта, а это несколько километров, невозможно в последнее время купить первоочередные продукты - хлеб, молоко, муку, соль, вдруг сообщил директор одного из популярных интернет-сайтов. Он заметил, что, несмотря на развитие высоких технологий, удобные комфортные услуги разных торговых форматов должны оставаться всегда, для всех слоев населения, всех возрастных групп и жилых микрорайонов.