Программа обмена старых зерноуборочных комбайнов на новые (на манер автомобильной) станет частью Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения России до 2020 года. В правительстве ее рассмотрят уже в декабре, сообщил вчера первый вице-премьер Виктор Зубков на заседании рабочей группы по технической и технологической модернизации сельского хозяйства.
- Сегодня почти 75 процентов тракторов и около 60 процентов комбайнов устарело, - заявил Виктор Зубков и признал, что "вопрос обновления парка сельхозтехники в стране остается крайне острым".
Первый вице-премьер напомнил, что в кризисный период правительством были приняты решения о возобновлении субсидирования кредитов на покупку сельхозтехники, и сообщил, что эта практика может быть продолжена. Говоря о перспективах программы утилизации сельхозтехники, Виктор Зубков заявил, что, по его мнению, и "средства тут небольшие, но мы должны как следует подготовить саму программу".
Обсуждение возможности обмена старых комбайнов на новые началось ровно в тот момент, когда аналогичная программа показала хорошие результаты на авторынке. В некоторых регионах утилизируют уже и комбайны - в Нижнем Новгороде, в Ростове-на-Дону, в Ульяновске. Но из федерального бюджета деньги на утилизацию сельхозтехники до сих пор не выделялись
Вчера Виктор Зубков сообщил, что в бюджете на 2011 и 2012 годы на техническую и технологическую модернизацию сельского хозяйства выделяется по 8,12 миллиарда рублей, а в 2013 году - 8,49 миллиарда. Для сравнения: в текущем году на финансирование этой строки бюджета отпущено лишь 2,8 миллиарда рублей. Понятно, что при таком росте финансирования предстоят острые дискуссии о том, как и на что конкретно тратить деньги.
Помимо этого Виктор Зубков сообщил, что подготовлено решение о повышение ставок таможенных пошлин с 0 до 5 процентов на ряд видов сельхозтехники, в том числе на зерноочистительные машины и свеклоуборочные комбайны. Сейчас оно рассматривается Комиссией Таможенного союза. Повышение пошлин на погрузчики и кормораздатчики эта комиссия уже одобрила. И еще одна важная новость: очевидно, будет повышена ввозная пошлина на "силовые энергомодули зерноуборочных комбайнов". На самом деле за этой хитроумной словесной формулой скрывается один из методов несправедливой конкуренции на российском рынке. В последние два года на нашу территорию ввозят много комбайнов, предварительно сняв с них жатку, колеса и зеркала. Так получается значительно дешевле, однако добавленная стоимость при сборке такой машины в России ничтожна. Псевдосборщики получат преимущество перед отечественными производителями комбайнов и теми иностранными инвесторами, которые действительно организовали в России сборочное производство. Правительство, повышая пошлины на ввоз таких "раздетых комбайнов", защищает интересы честных производителей.
Заседание рабочей группы по технологической модернизации, против обыкновения, состоялось вчера не в Доме правительства на Краснопресненской набережной, а на выставке "Агросалон", которая открылась в Москве ("Российская газета" - генеральный информационный спонсор). Виктору Зубкову показали лучшие образцы техники, которая производится на территории нашей страны. Владельцы машиностроительных компаний доказывали первому вице-премьеру, что Россия уступает Западу лишь в одном - в покупательной способности аграриев. А так у нас и металл хороший, и рабочие молодцы. И вообще был бы полный ажур, если бы крестьяне были богаче и больше покупали комбайнов и сеялок.
Но в целом на рынке сельхозтехники такого достойного роста нет и в этом году. За 7 месяцев продажи в среднем выросли лишь на 3 процента. Причем в ощутимом плюсе, как говорят эксперты, оказались производители простой техники .
Отвечая на вопрос корреспондента "РГ" о перспективах рынка сельхозтехники в следующем году, президентРоссийской ассоциации производителей сельхозтехники "Росагромаш" Константин Бабкин сказал, что рынок будет так же слаб, как и в этом году. Причина, по его мнению, в том, что засуха, запрет экспорта зерна и намерение правительства не позволить расти ценам на сельхозпродукцию и продовольствие, не дадут аграриям как следует заработать на результатах своего труда, что лишает их уверенности как покупателей. Как следствие - проблемы в сельхозмашиностроении. В "Росагромаше" говорят, что до кризиса в отрасли работали 100 тысяч человек, а сейчас - лишь 57 тысяч.