Вчера прошло заседание общественного градостроительного совета. Обсуждался вопрос о нашумевшем в столице проекте депозитарно-реставрационного комплекса для музеев Московского Кремля.
По словам врио мэра Москвы Владимира Ресина, здание, строительство которого уже началось, - это "чудовище", которое годится разве что для санатория на Черноморском побережье, а не для самого главного столичного музея. Напомню: именно Ресин остановил эту стройку на Боровицкой площади буквально на второй день после назначения. Он отозвал ордер на ведение работ у строителей, объяснив это тем, что поскольку строительство под стенами Кремля вызывает у общественности такой протест, значит, его нужно еще раз внимательно обсудить. И вот ровно через неделю после этого заявления созвал ведущих архитекторов города посоветоваться, что же делать дальше.
Главный архитектор Москвы Александр Кузьмин напомнил, как рождался скандальный проект:
- Где Кремль в Москве, знают все. А вот где музеи Кремля, даже я, москвич, не знаю. Дело в том, что у него та же беда, что и у большинства других столичных музеев: экспонатов много, а показать их негде. Вот для того, чтобы это достояние империи - не побоюсь громких слов - могли увидеть москвичи и гости столицы, и было принято решение построить депозитарий, где нашлось бы место и для фондов, и для реставрационных мастерских, и для демонстрационных залов. И при этом - никакой коммерции, - подчеркнул Кузьмин.
Конкурс на проект еще в 2003 году выиграл Моспроект-2. Боровицкую площадь под новое здание выбрали потому, что, с одной стороны, это рядом с Кремлем и исторической частью музея, а с другой - сама площадь - не памятник архитектуры и строительство на ней законом не запрещено. Будущий депозитарий - "г"-образное здание с тремя-четырьмя наземными и двумя подземными этажами, по мнению Александра Кузьмина, здесь вполне может быть, если его слегка подкорректировать, и прежде всего убрать купол. Это понизит его высоту до 15,5-метровой отметки, которая была согласована даже ЮНЕСКО. "Вообще же под этим проектом - 150 подписей, от президента Ельцина и премьера Фрадкова до всех федеральных ведомств по охране памятников", - не преминул заметить главный архитектор.
Аргумент не убедил собравшихся. "У нас высота Кремлевских стен - от 5 до 19 метров, а мы обсуждаем примыкающее к ним здание до 20 метров. Разве может быть что-то выше Кремля? Да и давления на его воздушное пространство нельзя допустить", - возмущалась защитница старой Москвы архитектор Зоя Харитонова. Ее поддержал архитектурный критик Борис Постернак: "Мы присутствуем при уникальной возможности - сделать достойную планировку Боровицкой площади. Да, был когда-то конкурс, но жизнь идет дальше вперед и выдвигает новые требования. Значит, нужен новый конкурс!"
"Но вы согласны с тем, что музей на этом месте все-таки возможен?- поинтересовался Владимир Ресин. - У меня нет возражений против музейной функции. Меня не устраивает язык ретро, от которого мы устали в Москве. Нельзя и дальше демонстрировать такой провинциализм. Архитектура ХХI века должна иметь место в Москве при условии, что она добавляет новых красок в исторический контекст, а не взрывает пространство". Идея подземных этажей на сей раз возражений не вызвала. Напротив, архитекторы подчеркивали, что уход под землю, если он не вредит памятникам, часто помогает сохранить исторический облик городов, что доказывает опыт многих мегаполисов мира.
"Говорят, семь раз отмерь, один раз отрежь, а мы меряли-меряли, да, видимо, не так намеряли", - согласился и директор МНИИТЭП Юрий Григорьев, поддержав предложение, что размер здания возле Кремля надо все-таки уменьшить. Для этого вполне достаточно оставить в депозитарии лишь фондохранилище и демонстрационные залы, а реставрационные мастерские, под которые планировалось отвести три этажа, разместить где-нибудь в другом месте. "Что мы, еще куска земли для музеев Кремля не найдем?" - поддержал Владимир Ресин. По его мнению, причиной допущенных просчетов при проектировании стало желание "объять необъятное" и все разместить на одном небольшом клочке. Поддержал он и тех членов градсовета, которые говорили о том, что не может быть музея, к которому не ведет ни один пешеходный переход. Заключил же горячую дискуссию он так: "У нас есть Академия архитектуры, Союз архитекторов. В общем, есть кому участвовать в новом конкурсе на новый проект, авторы которого должны учесть все ошибки, о которых тут говорилось". Зал встретил эти слова аплодисментами - уже вторыми в ходе заседания. Первый раз архитекторы аплодировали Ресину, когда после обсуждения вопроса о концепции создания музея истории Москвы на базе памятника архитектуры "Провиантские магазины" решили проводить все работы только в режиме реставрации и отказаться от намерения перекрыть двор куполом.