Леонид Парфенов возвращается в телеэфир с новым историческим проектом "Какие наши годы"

Как показывает телевидение, в одну реку можно войти дважды.

Если в водах этой реки течет история недавнего прошлого нашей страны. Это подтверждает известный тележурналист Леонид Парфенов в новой программе Первого канала "Какие наши годы".

Принцип тот же, что и в документальном цикле "Намедни". В центре внимания программы - один год из прошлого, показанный через яркие события, будь то новый музыкальный хит или научное открытие. Главное отличие - в студию к Парфенову теперь приходят очевидцы событий, и в каждой передаче будет эксперт, который представит взгляд на прошлое с точки зрения современного человека. Таким образом, должен получиться не исторический альманах, иллюстрированный документальной хроникой, а интерактивная передача.

На данный момент отсняты две программы про год 1957-й и 1972-й. Как ожидается, выходить в эфир передача будет в прайм-тайм выходного дня.

За реконструкцией 1972-го в "Останкино" наблюдала обозреватель "РГ".

Как Брежнев угнал машину у Никсона

В студии - типичный дворик возле сталинского дома. Леонид Парфенов возле стены репетирует вводную историческую часть. Доска с газетными объявлениями вдруг превращается в интерактивную панель, на которой от одного легкого прикосновения руки Парфенова всплывает фотография Нила Армстронга на Луне, изображения Никсона и здания Пентагона. Как опытный пользователь iPhone Парфенов перетасовывает эти "карты" прямо на экране.

В студию въезжает огромный лазурного цвета "Линкольн Континенталь". Он занимает практически весь сталинский дворик, который тут же наполняется запахом бензина.

Из "Линкольна" выныривает человек, похожий на сотрудника Комитета Госбезопасности: предельно аккуратный костюм и крайне приятная внешность. Это переводчик Брежнева Виктор Суходрев, который рассказывает историю о том, как Брежнев угнал вот точно такой же "Линкольн" у Никсона во время визита президента США в Москву.

Из таких "исторических анекдотов" и складывается образ 1972 года.

За честь шахматной короны!

Следующая на очереди история про шахматное противостояние Фишера и Спасского за звание чемпиона мира. Шахматные коллизии прошлого комментируют Анатолий Карпов и Сергей Шнур. По задумке авторов проекта "Какие наши годы", в каждой передаче должен присутствовать необычный взгляд на события прошлого от современного человека. В данном случае такой "взгляд" - это вокал Шнура, перепевающего песню-анекдот авторства Владимира Высоцкого "Честь шахматной короны".

Шнур записывает песню с ходу. Бросив бадминтонные воланчики и замерев на качелях, подпевать ему стали и актеры массовки. А вот Карпов, который на магнитной доске с картонными шахматными фигурами, как это было принято на советском телевидении, комментировал ход решающей партии в противостоянии Спасского и Фишера, запамятовал, что же было после "побега черного короля". Пришлось воспользоваться шпаргалкой.

Леониду Парфенову на записи программы шпаргалки не нужны. В отличие от своей соведущей Татьяны Арно Парфенов не пользуется телесуфлером, события каждого года советской истории, кажется, навсегда впечатались в память журналиста после исследований, проведенных в документальном цикле "Намедни" и нескольких одноименных книгах.

В кирпичного цвета слегка расклешенных брюках и на "копытцах" (популярных у хиппи в 70-х ботинках с круглыми носами и на каблуке) Парфенов и сам словно переместился в прошлое. Может быть, поэтому, говоря финальную фразу после съемок каждой из историй "И это был телепроект "Какие наши годы", год 1972-й", Леонид иногда запинается перед тем, как сказать название передачи. Видно, автоматически у телепрофессионала всплывает в памяти название "Намедни".

прямая речь

Леонид Парфенов: Хочу сделать программу в контакте с людьми, без дистанции

Российская газета: О программе уже говорят: "Это будет как в "Намедни", но круче".

Леонид Парфенов: Программа будет другой. Мне хотелось сделать программу в контакте с людьми, без дистанции. Хотелось ввести в передачу "перевертыши". Например, в 57-м году хитом была песня "Я встретил девушку, полумесяцем бровь", Полад Бюль-Бюль оглы объяснял тогда, что такое восточное пение, а человек, у которого репутация сегодняшнего главного лирического тенора страны - Петр Налич - показывает у нас в передаче, как можно сейчас таким сладким тенором заливаться и исполняет хит "Я встретил девушку..." впервые в жизни.

РГ: В каждой программе будет взгляд на знаковые события того или иного года со стороны сегодняшнего дня?

Парфенов: Да, но он достигается разными способами. Мы реконструируем события. К примеру, сейчас мы снимали 1972 год и с Борисом Гребенщиковым ходили в подходящую по обстановке и атмосфере квартиру 72-го года, разбирали по составным частям, из чего делается концерт - квартирник, и Гребенщиков пел "Она может двигать собой в полный рост".

РГ: Насколько вы себя уютно чувствуете в воссозданном сталинском дворике?

Парфенов: Как и все, что снимается на телевидении, - это является игрой. Совсем уж дурака валять и говорить, что я тут живу, было бы странно. Это условный дворик, но герои - реальные. Вот переводчик Брежнева приехал на "Линкольне" в студию, в память о том подарке, который сделал Никсон Брежневу.

РГ: Вы будете привносить в программу свои личные воспоминания о том времени?

Парфенов: Это не дело журналиста, только если приходишь гостем в чужую программу. Но у нас программа состоит из проживания: прийти с Гребенщиковым в кухню, где ребята расселись, обсудить, выпивают ли до пения, посмотреть, кто кого привел, обсудить, как встречались перед квартирником у метро и думали, а заметут ли их... Это не та журналистика, которая отстраненно рассказывает, как было. Это попытка вжиться заново в то время.

РГ: Как вы выбираете даты, по насыщенности событий?

Парфенов: Если брать 72-й год, то получится, что самым актуальным событием были пожары, но мы еще вот сейчас с Михаилом Ефремовым выпивали на троих и обсуждали, что в 72-м году было принято постановление о борьбе с алкоголизмом, было официально признано, что страна прогрессирует в этом деле. Можно взять любой год. Они все насыщены событиями.