Прогнозируемый урожай зерна должен составить 60-65 млн тонн

По оценкам минсельхоза, прогнозируемый урожай зерна должен составить 60-65 млн тонн. А с учетом переходящих запасов с прошлого года - 26 млн тонн - мы можем полностью обеспечить внутренние потребности, которые оцениваются в 77 млн тонн. Уже собрано порядка 43 млн тонн, и по заверениям специалистов министерства, уборка продолжается нормальными темпами. Окончательные балансы по зерну будут сформированы в конце ноября.

Аналитики отмечают, что зерна и на кормовые, и на продовольственные цели в стране будет достаточно.

"Для обеспечения стабильной ситуации на зерновом рынке нам необходимо обеспечить в следующем году производство не менее 85-90 млн тонн зерна, отмечают в министерстве. Считаем данную задачу выполнимой. Для этого планируется провести озимый сев на площади до 18 млн га и яровой на площади - 30 млн га. Все необходимые ресурсы для этого имеются - и финансовые, и материально-технические. Рассчитываем на благоприятные погодные условия".

Что касается цен на зерно, то за последние два года стоимость зерна и муки снизилась на 30-35%. Напротив, стоимость хлеба выросла на 8-10%. В связи с чем специалисты не видят прямой зависимости стоимости хлеба от стоимости зерна и муки. Поэтому рост цен на хлеб в ряде регионов на 10-20% имеет спекулятивный, а не экономически обоснованный характер, отмечают в минсельхозе.

Для дальнейшего регулирования ценовой ситуации на рынке зерна, министерство будет использовать интервенционный фонд начиная с первого квартала 2011 года (запасы - 9,5 млн тонн).

После совещания в Таганроге активизировался рынок зерна. Например, белгородцы уже закупают фуражное зерно на юге по цене 5 тысяч 900 рублей с доставкой.

Таким образом в министерстве нас успокаивают, что дефицита нет, формируется приемлемый уровень цены для производителей и потребителей с целью снижения межотраслевого дисбаланса.

Переработка

Темпы модернизации перерабатывающей промышленности пока оставляют желать лучшего. Так, за прошедшие три года объем инвестиций в основной капитал составил 651 млрд рублей. "Этого объема недостаточно для кардинального изменения ситуации в отрасли, считает министр сельского хозяйства Елена Скрынник. В настоящий момент уровень износа мощностей в мукомольной, хлебопекарной, сахарной, молочной, мясной промышленности достигает 60-70%".

Особый упор делается на переработку в малых формах хозяйствования. В 2009 году стартовала отраслевая целевая программа по развитию семейных молочных ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств. В прошлом году было запущено 52 семейные фермы (4,5 тыс. голов скота).

Для приемки молока от указанных ферм в Тамбовской, Липецкой, Белгородской областях и Республике Мордовия было построено четыре предприятия по переработке молока с общим объемом до 88 тонн в сутки. Предприятия ориентированы прежде всего на работу на локальном рынке.

Другим важным направлением является развитие агропромпарков, которые будут включать в себя перерабатывающие, транспортные, логистические мощности, а также осуществлять функцию продажи и маркетинга перерабатываемой продукции в интересах сельхозтоваропроизводителей. Как сообщили в минсельхозе, такие проекты уже стартовали в 2010 году в республиках Мордовия и Татарстан, Астраханской, Белгородской, Ленинградской и Ульяновской областях.

"Задача развития пищевой и перерабатывающей промышленности должна решаться не только и не столько на федеральном уровне, сколько на региональном, - считает Елена Скрынник. - Необходимо разработать региональные целевые программы по развитию пищевой и перерабатывающей промышленности, предусматривающие комплекс мер по созданию предприятий районного звена, в том числе на кооперативной основе (агропромпарки), ориентированных на производство продукции для реализации на местных рынках сбыта".

Инфраструктура

В регионах не хватает производственных площадок с развитой инженерной инфраструктурой. Это ограничивает возможности развития прежде всего небольших и средних перерабатывающих предприятий. Приводит к снижению конкуренции на рынке. Один из вариантов решения этой проблемы реализован в Липецкой области, где создана промышленная зона с полностью подключенными инженерными коммуникациями. Это позволяет в минимальные сроки и с минимальными затратами запускать новые производственные проекты.

Одним из факторов, который сдерживает развитие инфраструктуры, - отсутствие регионального звена переработки. Разработана программа "Развитие инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка на 2011-2013", предусматривающая расширение возможностей по хранению и сбыту сельскохозяйственной продукции, в том числе с использованием потенциала Объединенной зерновой компании. Помимо зернового рынка, программа включает разделы по развитию инфраструктуры рынка мяса, молока, овощей.

В минсельхозе полагают, что ее реализация позволит увеличить современные мощности по единовременному хранению зерна на 13 млн тонн и объемы перевалки (на экспорт) достигнут 30 млн тонн. Кроме того, в рамках модернизации пищевой и перерабатывающей промышленности будет приобретено современное, энергоэффективное оборудование, что снизит средний уровень износа основных фондов с 70% до 40-50%.

Главным инструментом государственной поддержки в этом направлении по прежнему должно остаться субсидирование части процентной ставки по инвестиционным кредитам.

С учетом важности этой проблемы для экономики АПК, Елена Скрынник на совещании в Мурманске, предложила определить развитие инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка, как новый приоритет Национального проекта на период до 2017 года.

кредиты

Чтобы снизить негативное влияние аномальной засухи и других факторов на внутренний продовольственный рынок, правительством выделено 35 млрд рублей, из которых 25 млрд рублей - бюджетные кредиты и 10 млрд рублей - субсидии на покрытие прямого ущерба, оценку которого министерство уже завершило. В субъекты направлено 14 млрд 800 млн рублей бюджетных кредитов. 10 млрд рублей выделено самими пострадавшими регионами. Оставшиеся средства, как обещают в минсельхозе, в объеме 20 млрд руб. будут перечислены в субъекты до конца октября. Они целевым образом будут использованы на субсидирование закупки кормов, семенного материала, минеральных удобрений, ГСМ с целью проведения озимого и ярового сева в оптимальные агротехнические сроки, а также обеспечение поголовья достаточным объемом кормов на зимний период.

Кроме того, минсельхозу удалось решить вопрос по пролонгации краткосрочных и инвестиционных кредитов на срок до 3 лет для пострадавших от засухи регионов. 20 августа подписано Постановление правительства, которое предусматривает субсидирование процентной ставки в объеме от 80 до 100% ставки рефинансирования ЦБ по данному виду кредитов. На эти цели в бюджете 2010 года заложено 3 млрд руб. В 2011 и 2012 годах до 8 млрд руб. ежегодно. По оценкам специалистов, это позволит реструктуризировать около 100 млрд ссудной задолженности сельхозтоваропроизводителей в пострадавших от засухи регионах.

Должны дать отдачу и мероприятия по финансовому оздоровлению сельхозтоваропроизводителей. В программе участвуют почти 3,5 тыс. предприятий, сумма задолженности которых перед бюджетом составляет более 10,3 млрд руб.

Ведется постоянный мониторинг за розничными ценами на продовольственные товары. Если будет выявлен рост цен на 30 и более % в течение 30 дней, правительство имеет право установить предельные уровни розничных цен на срок 90 дней. Но такая практика является крайней.