Скандал разгорелся из-за анкеты, которую предложил родителям первоклассников заполнить психолог одной из городских школ.
Среди полутора десятков вопросов задавались и такие: была ли беременность запланированной или случайной, желанной или нет? Какую помощь оказывали маме во время родов? С какого времени ребенок сел, встал?..
Некоторые родители возмутились. А член общественной организации местного отделения Всероссийского родительского собрания Владимир Росновский, внук которого занимается в этой школе, обратился с заявлением в прокуратуру и в министерство образования федеральное и Саратовской области. По мнению Росновского, при сборе таких данных нарушаются неприкосновенность частной жизни, право на личную и семейную тайну. Общественники требуют вернуть анкеты родителям, а лиц, принимавших участие в их распространении, привлечь к ответственности.
Чиновники отреагировали быстро. Замглавы администрации Саратова Ольга Баталина сообщила, что была проведена служебная проверка.
- Это методический материал, рекомендованный для использования в работе педагогов-психологов общеобразовательных учреждений письмом Министерства образования и науки РФ в 1999 году. Материал не только устаревший, но и, по моему мнению, некорректный. Я поддерживаю родителей. Все выводы из этой ситуации сделаны, - сказала Ольга Юрьевна.
Министр образования области Гарри Татарков направил в городскую администрацию письмо, рекомендующее приостановить использование в работе школьных психологов эти карты по изучению развития ребенка. На сайте областного правительства сообщается: "Выявлено, что эта анкета использовалась по инициативе психолога школы N 5, министерство считает использование данных карт недопустимым. Инцидент стал следствием отсутствия должного методического сопровождения экспериментальной работы со стороны комитета по образованию администрации Саратова".
- Какой эксперимент? - искренне удивляется психолог школы N 5 Ирина Гурская. - Эти карты я получила еще в 2005 году от методистов. И с тех пор использовала их в работе.
По словам психолога, на родительском собрании она рассказала, как помочь первоклашкам быстрее адаптироваться к школе, и раздала карты. Никакого недовольства со стороны родителей не было. Но зачем вообще понадобились вопросы медицинского характера? Тем более что в школу поступает медицинская карта ребенка, где указывается большая часть таких данных?
- Дело в том, что в наши задачи входит оказание психологического сопровождения детям, и для этой работы необходимы такие сведения. С кем-то мы проводим потом индивидуальные занятия. В анкете, которую, насколько я знаю, разработал доцент кафедры психологии Саратовского госуниверситета, нет ничего необычного. Подобных разработано десятки. Кстати, вопроса, делала ли мама ученика аборт, в анкете не было, его выдумали ваши коллеги. Возможно, моей ошибкой было то, что я не сказала на собрании, что заполнение анкеты дело "добровольное", но это подразумевалось, - объясняет Ирина Гурская.
- Безусловно, ранние этапы развития ребенка, в том числе и внутриутробное (перинатальное), оказывает большое влияние в будущем, - считает психолог, кандидат социологических наук Анна Кац. - Психологу, стремящемуся помочь ребенку справиться с проблемами, возникающими во время его обучения, бывает необходимо узнать некоторые частные стороны жизни семьи. Но это, конечно, должно быть только в индивидуальной работе с родителями и с их согласия. Анкета составлена профессионально и грамотно, но она неграмотно использовалась.
В то же время корреспондент "РГ" убедился: действительно существуют пособия, которые предлагают сходные вопросы для анкетирования родителей первоклассников. Вот, например, методическое пособие "Здоровье сберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности", автор Ю. Науменко, выпущено московским издательством "Глобус" в 2009 году. Рекомендовано к публикации научно-методическим советом Волгоградской госакадемии повышения квалификации и переподготовки работников образования. Анкета для родителей первоклассников, предлагаемая в приложении к пособию, напоминает ту, которую использовала Ирина Гурская.
Андрей Куликов
Следить и нести ответственность за жизнь и здоровье школьников - прямая обязанность школы, прописанная в статье 32 Закона "Об образовании". И нет ничего удивительного в том, что каждая школа находит свои способы учета состояния здоровья своих подопечных. Будь то анкеты, опросы, тематические уроки и пр.
В России даже существует движение "Школы, содействующие укреплению здоровья". Сегодня их уже более трех тысяч. Всего школ в России - более 50 тысяч. Шесть процентов школ, где целенаправленно заботятся о здоровье детей, - не маловато ли? Учитывая, что сейчас у двух третей 14-летних ребят хронические заболевания, а среди выпускников школ к абсолютно здоровым можно отнести лишь 10 процентов. Поэтому в конце 2009 года минобрнауки запустило проект "Паспорт здоровья". Кстати, анкеты, которые раздали родителям в саратовской школе, к этому проекту не имеют никакого отношения.
"Это будет комплексный документ, который позволит собирать всю информацию о здоровье ребенка, о его физическом развитии, психо-эмоциональном состоянии, данные о ежегодной диспансеризации, информацию о прививках и медицинских осмотрах", - объясняют родителям и учителям сотрудники минобрнауки. На сайте министерства висит проект паспорта, а в планах ведомства - к 2012 году обеспечить таким документом каждого российского школьника.
Проект паспорта здоровья - небольшая брошюра, где на 43 страницах ученикам с 1-го по 11-й класс предлагается заполнять таблицы, вписывать различные данные, отмечать свои успехи в физкультуре и спорте, фиксировать заболевания и даже рисовать схемы - например, своей комнаты и ее обстановки. Также предлагается рассказать о родственниках, вредных привычках, любимых занятиях. Естественно, к заполнению брошюры присоединятся и учитель, и школьный врач, и психолог.
"Паспорт - не просто фиксация психофизиологического статуса школьников, - говорит Алина Левицкая, директор департамента воспитания и социализации детей минобрнауки. - Оценка состояния здоровья детей в каждом классе каждой школы позволит осуществлять мониторинг состояния здоровья детей во всей стране и, что важно, вносить необходимые изменения в условия обучения".
Успешный опыт ведения таких паспортов есть уже в некоторых школах Казани, Новосибирска и Москвы.
Подготовила Мария Агранович