Всероссийское педагогическое собрание (ВПС) провело в Самаре "урок мифологии" - по закону, связанному с совершенствованием правового положения госучреждений, и проекту нового закона "Об образовании".
"Круглый стол" прошел на базе педагогического вуза. По мнению самарских педагогов, принятый весной федеральный закон N 83 излагает все гладко на бумаге, да непонятно, что будет на практике с образовательными учреждениями. Сомнения в учительской среде остались.
Модератор обсуждения предложил высказывать все опасения и "мифы". И первый же выступивший - директор школы N 58 Самары Алексей Дегтев высказал сомнение большинства: "Сегодня из 166 самарских школ в 108 активно практикуются платные услуги. При этом качество и содержание услуг, по сути, подменяют базисный план". Так действительно гарантируют ли изменения в законодательстве качество?
По словам председателя ВПС Валентины Ивановой, все учебные заведения будут переведены со сметного на нормативно-подушевое финансирование:
- В стране будет единый федеральный финансовый норматив, деньги пойдут за учеником, а не на содержание школы. Оплачиваться будут госзадание, образовательная услуга, куда будет включена не только базовая, но и вариативная часть - спецкурсы, дополнительное образование. В результате качество должно вырасти.
Много вопросов было задано и по поводу смены правового статуса образовательных учреждений. Особенно волнует директоров переход на автономное "плавание". Финансовая свобода - это не только права, но и обязанности. А вдруг государство откажется субсидировать, начнет объявлять конкурсы на ту или иную образовательную услугу? По заверению Валентины Ивановой, госсубсидии защищены законом, поскольку и бюджетные, и автономные учреждения в любом случае остаются государственными:
- На мой взгляд, в ближайшие пять лет большинство образовательных учреждений страны станут автономными. Как показывает опыт регионов, где детсады, школы и училища уже сменили статус, это позволяет в том числе и повысить заработную плату педагогам.
Владимир Классен,
замминистра образования и науки Самарской области:
- Многие вещи в регионе уже давно обкатаны и работают. Мы одни из первых в стране предоставили школам статус юрлица и перешли на нормативно-подушевое финансирование. У нас давно в школах работают бухгалтера, поэтому для дальнейшей смены статуса образовательных учреждений стартовые возможности в области лучше, чем у регионов, которые до сих пор работают по старинке. Автономия позволит образовательным учреждениям свободно распоряжаться средствами, в конце финансового года не нужно будет возвращать сэкономленные деньги в бюджет. Плюсы очевидны.