В Пушкинском музее открылась выставка коллекции гравюр Басниных

В Музее личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина показывают уникальное собрание европейской гравюры из коллекции Василия Николаевича и Николая Васильевича Басниных.

Из восьми с половиной тысяч листов, которые перешли в Музей изящных искусств в 1918 году, после смерти Николая Васильевича, на выставке представлено более 250 работ. Среди них - раритетные листы Мартина Шонгауэра, Альбрехта Дюрера, Луки Лейденского, Рембрандта, офорты Жака Калло, Клода Лоррена, роскошные образцы английской печатной графики, в том числе карикатуры...

Насколько было известно собрание Басниных в Европе, говорит тот факт, что английские антиквары, узнав о смерти Николая Васильевича, отправили в Москву своих представителей с предложением о покупке коллекции. Но вдова Елизавета Васильевна, в девичестве - упрямая ирландка Энн Элизабет Вильямс, не польстилась на деньги, несмотря на то, что на дворе стоял безумный 1918-й, и по описи передала всю коллекцию гравюр и рисунков в Румянцевский музей. Оттуда уже гравюры перешли в Музей изящных искусств. Благодаря твердости характера Энн Элизабет зрители сегодня могут насладиться, например, оттиском офорта Рембрандта на пергаменте. Его "Давид и Голиаф" - единственный офорт на пергаменте в собрании ГМИИ. Вообще-то в коллекции Басниных было 40 офортов великого голландца. Но в 1930 году советское правительство не было столь щепетильно, как скромная вдова. 14 листов Рембрандта были выданы музеем по приказу Главнауки в некое учреждение под названием "Антиквариат" - для продажи на аукционах за рубежом. Так что осталось 26 офортов Рембрандта. В том числе редчайший оттиск на японской бумаге "Петр и Иоанн у врат храма".

Если коллекция Басниных позволяет проследить развитие гравюры в Европе, начиная с XV века, то история рода знаменитых собирателей может дать представление о формировании элиты в России. Баснины были из Сибири. На выставке можно увидеть благообразный портрет Тимофея Максимовича Баснина. Никто и подумать не сможет, что он "до 20 лет бурлачил на реке Ингирь". Тем не менее он "при всех трудностях жизни" смог обучиться грамоте, заняться торговлей мукой, перебраться в Иркутск и "переписаться" из мещан в купечество. Его завет - "Богатей в Бога" - сыновья крепко запомнят. Его внук, Василий Николаевич, будет уже городским головой Иркутска и человеком чрезвычайно незаурядным. "Баснины согрели для нас Сибирь", - говорили декабристы. М.И. Муравьев-Апостол был изумлен, узнав, что элегантный молодой человек, отлично играющий на фортепиано, иркутский купец. "В то время богатое купечество составляло местную аристократию и по образованию и обхождению далеко опередило купцов, встречавшихся по ту сторону Урала", - заметит он. Василий Николаевич любил не только музыку. Он создал первый ботанический сад в Иркутске. Между прочим, на выставке есть огромный букет, составленный из тех цветов, которые росли в том сибирском саду. Среди них - французская роза, тюльпан, лавр, орхидеи, гортензии, лимонник... При том любой желающий мог получить из его сада черенки и семена. Василий Николаевич и заложил основу собрания гравюр, которое его сын Николай Васильевич увеличил втрое.

 
Видео: Сергей Куксин

"Любителей гравюры очень мало, большая же часть художников смотрит на гравюру свысока, масса же даже образованных людей понимает гравюру разве в смысле обычных во всех художественных журналах... появляющихся иллюстраций", - с сожалением констатировал Николай Васильевич в одной из своих статей. Почему-то кажется, что после показа собрания Басниных число поклонников этого вида графики должно возрасти. Благо гравюра - искусство демократическое. В XIX веке в Англии они заменяли нынешние ток-шоу. Например, Уильям Хогарт в целях улучшения нравов живописал в своих сериях "Карьеру мота" и "Карьеру проститутки" (последняя была основана на судьбе реальной девушки). Разразился скандал. Но Хогарда просто так было не испугать. Своим критикам он ответил... гравюрой, на которой его любимый пес небрежно "помечал" книжку со стихами противника.

Сегодня старинная гравюра поражает, конечно, мастерством художников, которые своей виртуозностью порой бравировали. Например, француз Клод Меллан, живший в XVII веке, смог создать лист "Плат Святой Вероники"... одной линией. Его резец начинал спираль от кончика носа Христа и заканчивал ее у края листа. Но не менее любопытно обнаруживать в этих работах прообразы современных жанров. Скажем, Жак Калло в "Искушении святого Антония" (1634-1635) изображает битву святого с нечистью всех видов так масштабно и детально, что невольно вспоминаются персонажи "Звездных войн". А уж гравюры XVIII века с его любовью к "галантным сюжетам" - просто непрекращающийся женский роман, в котором невольники амура с разной степенью успешности выпутываются из затруднительных положений. Впрочем, нельзя не заметить, что в отличие от нынешнего ТВ гравюры способствовали еще и развитию хорошего вкуса. Пример отца и сына Басниных - тому свидетельство.