Северная столица задыхается от обилия транспорта, как и большинство мегаполисов. Очевидно, что в будущем количество автомобилей превысит пропускную способность улиц и город превратится в одну сплошную пробку. Чтобы этого не произошло, реформу транспортной системы начали заблаговременно.
Отсев маршрутов
Первые изменения коснулись организации дорожного движения - в городе появились перехватывающие парковки и выделенные полосы для движения общественного транспорта. По словам заместителя председателя комитета по транспорту Санкт-Петербурга Станислава Попова, эта деятельность будет продолжена.
Практически одновременно началась работа с перевозчиками. Сейчас в Петербурге действует 406 автобусных маршрутов, из которых 178 - социальные и 228 - коммерческие. Город обязал компании, перевозящие горожан, закупать автобусы средней и большой вместимости, ограничил возраст эксплуатации подвижного состава. В среднем он должен составлять 6 лет.
Параллельно ведется работа по оптимизации автобусной и маршрутной сети. Так, в будущем году в Петербурге станет на 33 коммерческих маршрута меньше - они ликвидируются как невостребованные.
Ставка на автобус
Через 15 лет автобус станет основным видом наземного транспорта в Северной столице. Троллейбусы с улиц предполагается убрать как менее маневренные, точнее, из них сделают электромобили.
- Сам троллейбус останется, с него снимут верхнюю подпитку, - поясняет Попов.
По словам заместителя председателя комитета по транспорту Санкт-Петербурга, последние научные разработки позволяют заряжать аккумулятор подобного электромобиля в течение трех часов, после чего он сможет проехать не менее 400 километров. То есть с городских улиц можно будет убрать многочисленные провода.
Опять по шпалам
Ликвидация трамвайных путей в последнее время приобрела в Петербурге системный характер. Тем не менее трамваи в Петербурге останутся. Более того, как второй по пассажировместимости и максимально экологичный вид транспорта, его предполагается развивать.
- Трамвай востребован на так называемых "вылетных" трассах, то есть там, где нет метрополитена, - считает Попов, - и в перспективе мы планируем создавать новые трамвайные линии, в том числе до городов-спутников.
Впрочем, создание новых трамвайных линий - дело несколько отдаленного будущего. По мнению специалистов, государственный курс на энергосбережение в ближайшем будущем может дать новые технологии, поэтому тратить деньги сейчас на то, что устареет в ближайшие 10 лет, попросту нецелесообразно.
Билет sms-кой
Замена подвижного состава и прокладка новых трамвайных рельсов - дело все же не быстрое. Однако нововведения в сфере общественного транспорта ожидают петербуржцев уже буквально через несколько месяцев. Примерно с января 2011 года в общественном транспорте Санкт-Петербурга начнут работать стационарные валидаторы. Оплатить проезд можно будет не только картой, но и SMS с мобильного телефона.
- Сейчас город приобретает валидаторы за счет собственных средств, - поясняет чиновник, - перевозчики берут на себя только их обслуживание и установку.
При этом стоит отметить, что электронные валидаторы лишат работы армию петербургских кондукторов. По мнению комитета по транспорту, их предстоит переквалифицировать в контролеров. Но как именно будут проверяться электронные билеты, пока не ясно.