В России построена самая длинная в мире автомобильная дорога
Знак "нулевой километр", от которого теперь отсчитывают расстояние до Москвы, Читы и других далеких и близких точек, появился на главной площади Хабаровска 24 сентября, в день официального открытия федеральной автомобильной дороги "Амур" - основной магистрали, соединяющей Дальний Восток с Центром России.
Хронология пути
Впрочем, в истории трассы М58 Чита - Хабаровск это было далеко не первое торжественное перерезание ленточки: дорогу целиком и по частям вводили в строй уже не раз. Да и прокладывали ее не одно десятилетие.
Идея Московского тракта, идущего параллельно Транссибу, появилась еще в 1905 году, однако по следовавшее за идеей строительство за несколько лет дальше Читы не продвинулось. В 1966-м появилось секретное постановление Совета Министров СССР о создании стратегической трассы, которая обеспечила бы доступ к военным аэродромам в районе Шимановска и поселка Сиваки в Амурской области. Ответственным за проект тогда был назначен заместитель главкома ракетных войск стратегического назначения.
Более десяти лет ушло на разработку проекта и изыскания в непроходимой тайге, куда можно было добраться лишь вертолетом. И в 1978-м военные дорожники приступили к стройке. Задача стояла сложнейшая: предстояло проложить 2165 километров полотна по тяжелым грунтам и труднодоступным горным районам. Участки дороги располагаются в различных ландшафтных и климатических зонах (сплошная и островная мерзлота, лес, степь). Только почв на протяжении "Амура" больше 50 видов.
Работали военные строители по упрощенной технологии. Пятнадцать лет спустя "Амур" представлял собой несколько отдельных участков общей протяженностью около 600 километров. Для сквозного движения эти "лоскутки" не годились, то и дело они перемежались таежными просеками. Путь от Читы до Хабаровска занимал пять суток.
И только в самом конце прошлого века по инициативе Государственной службы дорожного хозяйства вернулись к вопросу о завершении "Амура". Владимир Путин, будучи президентом России, в июне 2000 года побывал на Дальнем Востоке и потребовал от дорожников достроить автомагистраль в кратчайшие сроки.
Тогда в рамках Федеральной целевой программы по модернизации транспортной системы были выделены средства, и дело пошло на лад. Специалисты предложили методику строительства в два этапа: первый - полная прокладка трассы с щебеночным покрытием, второй - укладка асфальтобетона. Росавтодор направил на "Амур" 26 процентов общего объема финансирования всех дорожных объектов в России.
Уже через месяц после визита президента на трассе появилось 36 экскаваторно-транспортных комплексов, в августе их работало 61, в сентябре - 94, в октябре - 106. А перерасчеты показали: сквозной проезд Чита - Хабаровск можно открыть уже в первом квартале 2004 года. Только для этого следует использовать сеть местных дорог, в том числе и бывших "зимников".
А пока организовали технологический проезд автотранспорта из западных районов на Дальний Восток и в обратном направлении. Были проложены временные объезды труднопроходимых участков. Это удлиняло путь, но в дальнейшем планировалось ликвидировать разрывы трассы без потери качества, с применением дорожных покрытий, особо устойчивых к огромным перепадам температур (в Амурской области они достигают 100 градусов). Открывшейся дорогой сразу же воспользовались перегонщики легковых японских автомобилей. При том что трасса еще не считалась действующей, в сутки по ней проходило до 700 автомобилей.
И повышенная морозоустойчивость
Работы требовали значительных государственных финансовых вливаний, ведь сооружение километра дороги обходится в среднем в 50 миллионов рублей. В сентябре 2002 года был взят заем в Европейском банке реконструкции и развития, который направили на финансирование строительства сложнейшего участка на границе Читинской и Амурской областей.
"Самым трудным, конечно, был первый заем. У нашей транспортной команды не было опыта, мы делали первые шаги, - вспоминал Игорь Слюняев, в те годы первый заместитель министра транспорта, руководитель Росавтодора. - Не скажу, что в банке нас принимали с распростертыми объятиями. Я называл им сроки разработки инженерного проекта... И доверия в глазах представителей банка не видел. Мы должны были доказать им своей работой, что мы выполняем сроки, которые устанавливаем сами для себя. А ведь средства нужны были не только на стройку - одновременно велась реконструкция участков, проложенных в 1970-1980-е годы".
Первый заем был использован весьма эффективно: проведя конкурсные торги, Росавтодор сэкономил около 6 миллионов долларов, которые по условиям контракта были направлены на строительство трассы. Транспортники России показали: они умеют работать быстро и очень качественно. Благодаря этому сравнительно легко был решен вопрос о втором займе ЕБРР.
Чтобы уложиться в срок, дальневосточники внедряли новаторские разработки. Впервые в отечественном дорожном строительстве были использованы металлические гофрированные трубы большого диаметра (3-9 метров). Изготовленные по канадской технологии, они применялись для устройства тоннелей, виадуков, укрепления речных берегов. По новым методам были спроектированы и построены сталежелезобетонные мосты через реки Бурея и Большой Ольдой.
К началу 2004 года трасса выглядела так: 617 километров с асфальтобетонным покрытием, 685 - с переходным типом, 589 - местной укрепленной сети автодорог, 274 километра строящихся участков. 26 февраля был торжественно открыт сквозной проезд по федеральной автодороге "Амур".
- Событие очень большое не только для Дальнего Востока, но и для всей страны, - сказал тогда на церемонии в Хабаровске Владимир Путин. - В 1903 году был открыт Транссиб. А это второе по значению событие подобного рода для России, поскольку теперь восток и запад страны соединены шоссейной дорогой, и соединены надежно.
Но чтобы "Амур" стал вторым Транссибом, требовались еще огромные усилия.
В 2008-2009 годах на трассе трудились около 10 тысяч человек. Работы велись на 45 участках. На строительстве были задействованы огромные производственные мощности: 24 асфальтобетонных завода общей производительностью 3040 тонн в час, 54 дробильно-сортировочных комплекса на 3830 кубических метров в час и 17 битумохранилищ общей емкостью 14075 тонн. Применялись современные геотекстильные материалы, полимерные герметики, битумные эмульсии и адгезионные присадки, повышающие прочность, водо- и морозостойкость асфальтобетонов. Только металлических гофрированных конструкций на магистрали уже насчитывалось свыше 620. А цементо грунтовые смеси позволили значительно сократить сроки строительства, использовать местные стройматериалы и повысить прочность оснований дорожных одежд.
- Контроль качества со стороны заказчика - ФГУ "Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства" - очень серьезный, - заверил Сергей Азаренко, директор Шилкинского ДЭУ "Забайкальскавтодора".
"Это лучшая дорога"
В 2008 году из запланированных ФЦП 13,4 миллиарда рублей было выделено 10,7, в 2009-м - 14,9, в 2010-м - 10,3 миллиарда. Правительство РФ дало поручение снизить стоимость дорожных работ за счет их оптимизации. При этом ни показатели федеральных целевых программ, ни сроки ввода объектов в эксплуатацию не должны были меняться. В итоге за два года было сэкономлено 2,54 миллиарда рублей за счет проведения торгов, улучшения структуры финансовых расходов.
- Проблемы, возникшие в связи с мировым экономическим кризисом, не скажутся на финансировании строительства трассы Чита - Хабаровск, поскольку мы понимаем, что данная стройка обеспечивает дополнительные рабочие места и имеет для региона и страны в целом стратегическое значение, - заявил министр транспорта России Игорь Левитин.
Значение федеральной автомагистрали М58 для дальнейшего развития России действительно огромно. Она уже стала ключевым элементом региональной транспортной системы и частью транснационального коридора от океана до океана - от Атлантического до Тихого. Как связующее звено "Амур" позволит не только интегрировать Дальний Восток страны в единую транспортную сеть России, обеспечить круглогодичный проезд через всю территорию с запада на восток, но и включить Россию в целом в систему мировых транспортных коммуникаций.
- Мы впервые свяжем свою страну одной автомобильной дорогой, - отметил премьер-министр РФ Владимир Путин.
Магистраль протяженностью 10 000 километров, пронизывающая всю Россию, позволит укрепить и защитить целостность федеративного государства, его геополитические, экономические и социальные интересы. Очень важен и такой аспект: автодорога Чита - Хабаровск послужит гарантом реализации конституционного права граждан России, проживающих в регионе, на свободу передвижения.
Дорога проходит по территориям с богатейшими природными ресурсами, но слабым промышленным потенциалом и низкой плотностью населения. Строительство автотрассы Чита - Хабаровск становится катализатором развития промышленности и инфраструктуры региона, частного предпринимательства, в особенности в сфере услуг.
- Это лучшая дорога в России - так охарактеризовал "Амур" заместитель председателя правительства Сергей Иванов, выступая 31 августа прошлого года на церемонии сдачи в эксплуатацию участка с асфальтобетонным покрытием в Забайкальском крае. - Проезд по трассе должен быть удобен как для дальнобойщиков, так и для владельцев частного автотранспорта, путешествующих из западной части России на Дальний Восток и в обратном направлении.
В тот же день было решено увековечить память тех, кто трудился на дороге: их именами предложили назвать реки, сопки и мосты, расположенные по ходу трассы. А заслуженных мастеров-дорожников немало.
Семейный подряд
На М58 даже сложились династии строителей. Старший прораб Вадим Конюхов, приехавший на стройку из Воронежской области, постепенно переманил в Забайкалье всех родных и близких. Сын трудится мастером, дочь - лаборантом, два зятя - водитель и экскаваторщик, жена - диспетчер участка. Отец и сын Гайсины - машинисты экскаватора, меняют друг друга посменно. Вместе работают супруги Владимир и Нина Деньга. В иркутском ГипродорНИИ - головном проектном институте трассы - непререкаемым авторитетом пользуются главный инженер института Гарий Белинский и его сын Вадим, сотрудник отдела маркетинга и развития бизнеса. Самым заметным тандемом на стройке были отец и сын Тены. Юрий Тен, став депутатом Государственной Думы, сосредоточился на законодательных делах, но стройка оставалась главным делом до конца его жизни, он постоянно приезжал на трассу, держал под контролем все вопросы, касающиеся дороги. Зато буквально не уходил с трассы его сын Сергей, возглавивший одну из дорожно-строительных организаций.
Согласно первоначальному плану трассу "Амур" должны были ввести в строй к концу 2009-го, но сроки сдвинулись почти на год.
Состояние магистрали оценил Владимир Путин, который в конце августа нынешнего года лично проехал по ней на автомобиле: "Пока средненькая. Выглядит не как федеральная, а как хорошая проселочная дорога, не более того". Мнение премьер-министра поддерживает мэр Читы Анатолий Михалев:
- Я сам проехал за рулем 230 километров по трассе Чита - Хабаровск. Построена она вполне нормально, хоть и не везде радует исполнение. Начиная от Читы ее надо переделывать всю, не говоря уже об инфраструктуре. Поэтому сказать, что федеральная дорога соответствует всем требованиям, пока не могу.
Но государственный заказчик делает все, чтобы автотрасса в конце концов удостоилась высоких оценок.
- В текущем году ввели 634 километра дороги по II стадии, которые и стали окончательными в сооружении автомагистрали "Амур". После этого вся она была покрыта асфальтобетоном, и грандиозное строительство автомобильной дороги Чита - Хабаровск завершилось, - сообщил директор ФГУ ДСД "Дальний Восток" Владимир Швецов. - А нам необходимо ремонтировать и реконструировать участки, проложенные еще в прошлом веке. Асфальтобетон на них свой срок уже отслужил. Капитального ремонта требуют участки протяженностью 263 километра, а реконструкции - около 400. Кроме того, продолжится строительство обходов населенных пунктов. Дорога - это живой организм, и работу на ней надо вести ежедневно, ежечасно, иначе она как объект перестанет существовать.
По информации аппарата полномочного представителя президента РФ в Дальневосточном федеральном округе, в этом году запланировано отремонтировать 28 километров. Причем реконструкцию дороги необходимо завершить к 2012 году. Кстати, сегодня в России существует только два дорожных проекта, сравнимых по масштабам со строительством трассы "Амур". Это создание кольцевой дороги вокруг Санкт-Петербурга и реконструкция федеральной трассы Москва - Сочи (М4 "Дон").
Завершение автотрассы Чита - Хабаровск знаменует для дорожников Дальнего Востока и Забайкалья новый этап деятельности. Сданную магистраль нужно обслуживать. Кроме того, начнутся работы на других федеральных автодорогах - "Лена" и "Уссури". Реконструкция трассы Хабаровск - Владивосток, по оценкам, потребует порядка 70,8 миллиарда рублей.
С открытием дороги М58 необходимо начинать строительство третьей очереди моста через Амур. По мнению губернатора Хабаровского края Вячеслава Шпорта, с вводом в эксплуатацию этой дороги возрастет интенсивность движения автотранспорта. И чтобы мостовой переход не стал узким местом, пора задуматься о его следующей совмещенной очереди.
Справка "РГ"
Автомобильная дорога федерального значения "Амур" Чита - Хабаровск (М58) обеспечивает сквозное круглогодичное движение между Москвой и Владивостоком. Является частью азиатского маршрута AH30. Начало трассы - восточная граница города Читы, конец - левый берег Амура у Хабаровска. Автомагистраль отвечает требованиям III технической категории: ширина проезжей части 7 метров, земляного полотна - 12 метров, расчетная интенсивность движения - 3 тысячи автомобилей в сутки, расчетная скорость движения - 100 километров в час. Протяженность трассы "Амур" согласно проектным решениям по ее спрямлению составила 2097 километров. На ней имеется 1927 искусственных сооружений, в том числе 280 мостов. Особый участок - совмещенный железнодорожно-автомобильный Хабаровский мост с расчетной скоростью автодвижения - 120 километров в час.
Функции госзаказчика исполняет Федеральное государственное учреждение "Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства" (ФГУ ДСД "Дальний Восток").