Центр развития государственно-частного партнерства и Высшая школа государственного администрирования МГУ имени М.В. Ломоносова запустили инновационный образовательный проект - программу повышения квалификации по специализации "Реализация инфраструктурных проектов на основе механизмов государственно-частного партнерства".
Основой программы стали мировая и российская практики подготовки и реализации ГЧП-проектов. В рамках программы были рассмотрены нормативная база, первые федеральные и региональные ГЧП-проекты, информационные системы и технологии, применяемые при планировании и реализации проектов ГЧП.
В качестве партнеров программы выступили государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" и ведущие консалтинговые структуры - такие как Freshfields Bruckhaus Deringer, Ernst&Young, Deloitte, Baker&MCKenzie, Allen&Overy Legal Services.
Для обмена опытом были приглашены ведущие эксперты на рынке ГЧП из госструктур, банков, консалтинговых компаний, а также ученые-экономисты, преподающие в Высшей школе государственного администрирования МГУ.
Образовательная программа предназначена в первую очередь для сотрудников региональных и федеральных органов власти, а также частных компаний, участвующих в реализации ГЧП-проектов, специалистов консалтинговых и банковских структур.
"Для современной России становление института государственно-частного партнерства - это достаточно новая тема, - пояснила директор департамента развития регионов и муниципальных образований Министерства регионального развития РФ Елена Кодина. - Она сейчас находится в разработке с точки зрения необходимого законодательного совершенствования механизмов государственно-частного партнерства. Давно назрела необходимость в выработке неких правил игры, выявлении общего языка, который понятен как чиновнику, так и представителю бизнеса".
"Основная проблема при модернизации экономики и внедрении инноваций - это кадры, которых пока нет, - отметил председатель правления Центра развития ГЧП Павел Селезнев. - Компетенция чиновников в регионах и в федеральной власти - это сейчас основная проблема. Чтобы привлекать внебюджетное финансирование под инфраструктурные проекты, надо, чтобы чиновники могли говорить на одном языке с бизнесом".
Во всех крупных городах планируется создать проектные офисы, которые помогут региональным властям составлять инвестиционные проекты и эффективно взаимодействовать с бизнесом. Такие структуры уже действуют в Липецке и Новосибирске.
Участники проекта отметили, что вместе с подготовкой и реализацией новых перспективных проектов в регионах требуется провести масштабную работу по повышению квалификации чиновников, которым подчас не хватает специальных компетенций для поиска бюджетного и внебюджетного финансирования для реализации инфраструктурных проектов, для привлечения в регионы зарубежных инвестиций. Дефицит квалифицированных кадров, по мнению участников, является одним из основных препятствий для модернизации инфраструктуры и внедрения инноваций.
"В условиях бюджетных ограничений и высокой изношенности инфраструктуры Министерство регионального развития РФ видит необходимость в новых управленческих моделях и комплексных подходах к региональному развитию, - подчеркнул статс-секретарь - заместитель министра регионального развития Юрий Осинцев. - Мы рассчитываем на то, что данная образовательная программа станет важным этапом на пути внедрения новой модели координации регионального развития".
Внимание разработчиков программы было обращено также на кризисную группу монопрофильных городов, остро нуждающихся в разработке и внедрении новых программ развития и административного менеджмента.
Показательно, что финансирование курсов из госбюджета не предусмотрено. Регионам придется самим оплачивать свое участие. Чтобы сделать курсы доступными для всех, в будущем планируется запустить дистанционное обучение чиновников.