Государство должно упрощать процедуру экспорта высокотехнологичных товаров, иначе мы можем утратить и без того слабые позиции на мировых рынках. Об этом говорили участники "круглого стола" "Административные барьеры при экспорте высокотехнологичной продукции", который на днях прошел в Общественной палате РФ.
О трудностях, связанных с экспортом высокотехнологичной продукции, говорили руководители ведущих предприятий ВПК. По словам генерального директора "Московского машиностроительного предприятия им. В.В. Чернышева" Александра Новикова, серьезные проблемы на таможне возникают при ввозе и вывозе запчастей.
- Скажем, на поставленном нами двигателе отказывает насос, - привел он пример из практики. - Пользователь берет запасной из технической аптечки, отправляя нам сломавшийся. В свою очередь, мы его направляем производителю для ремонта. Вывозя его, мы будем обязаны вновь оплатить пошлины.
Генеральный директор ОАО "Российская электроника" Андрей Зверев заявил о необходимости исключения элементной базы из списков продуктов двойного назначения:
- Я беру на себя обязанность увеличить в 10 раз экспорт предприятий, если такое решение будет принято, - сказал А. Зверев.
Говорилось также о том, как облегчить жизнь экспортеров.
- 80% экспортных поставок высокотехнологичных товаров - это контракты на суммы менее 50 тыс. долл., - сообщил заместитель председателя Союза машиностроителей Владимир Гутенев. - Поэтому мы поддерживаем предложения общественных организаций об уменьшении минимальной суммы контракта, необходимой для получения паспорта сделки, с 5 до 50 тыс. долларов.
О мерах, которые направлены на совершенствование экспортных правил, рассказала заместитель директора Сводного департамента анализа и регулирования внешнеэкономической деятельности министерства экономического развития Галина Мартинкевич. Она сообщила, что в общем объеме экспорта высокотехнологичная продукция составляет не более 7%, а требования валютного и экспортного контроля вынуждают производителей содержать большой штат административного персонала, что снижает их конкурентоспособность. Но ситуация будет меняться: так, уже сокращено количество предоставляемых документов и в будущем планируется довести их количество до 3-4. По сути, речь идет о создании "зеленого коридора" для высокотехнологичных товаров.
Среди приоритетных направлений - упрощение таможенного администрирования, совершенствование процедур валютного и экспортного контроля, допуск малого бизнеса к упрощенным схемам оформления, возможность временного ввоза и вывоза образцов и оборудования, необходимого для тестирования. Также к 2012 году планируется внедрить возможность электронной подачи таможенных деклараций, а в дальнейшей перспективе - принцип "одного окна".
По словам Г. Мартинкевич, заслуживают внимания и уже реализованные меры в рамках вступившего в силу 6 июля 2010 года Таможенного кодекса Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии, направленные на снижение административных барьеров. Так, например, перечень документов сокращен до 14 при всех операциях и до 7 документов - при экспорте товаров, не облагаемых экспортными пошлинами. Соответственно, снижены сроки выпуска товаров: до 2 дней - для всех товаров и 4 часов - при экспорте товаров, не облагаемых экспортными пошлинами. Важный шаг - это введение института уполномоченного экономического оператора, который в соответствии с международными нормами используется для упрощения таможенных формальностей.
Говоря о проекте федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", Галина Мартинкевич отметила, что этим документом предусматривается сужение сферы ведомственного регулирования за счет включения норм прямого действия. Сокращается и количество отсылочных норм. Установленное Таможенным кодексом право таможенных органов продлевать сроки выпуска товаров предполагается ограничить четкими критериями и условиями. Также будут сокращены возможности таможенных органов действовать по собственному усмотрению, когда это может привести к увеличению сроков прохождения таможенных формальностей. Определяются конкретные механизмы применения финансовых гарантий. Разрабатываются правила деятельности уполномоченных экономических операторов, сопоставимые с аналогичными в странах - торговых партнерах России. Предусмотрены процедуры упрощения ввоза технологического оборудования, временного ввоза образцов и ряд других мер.