Рынок иномарок в России восстанавливается медленно
Рынок иномарок в России восстанавливается медленно, продажи пока не достигли докризисного уровня. За январь-август 2010 года в РФ было продано 746,8 тыс. иномарок, - подсчитали в аналитическом агентстве "Автостат". Это на 8% больше 2009 года, но на 47,9% меньше, чем за аналогичный период 2008 года (см. диаграмму на стр. 1).
Причем, по данным исследования "Автостата", рынки иномарок восстанавливаются неравномерно. Наиболее глубокое падение рынка и отсутствие признаков восстановления зафиксировано в трех областях - Саратовской, Самарской и Московской. В этих регионах продажи в прошлом году упали на 55-60% и пока восстанавливаться не спешат. Ненамного меньше (на 44-48%) упали продажи в Воронежской, Липецкой областях, в Санкт-Петербурге, Республике Карелия и Ставропольском крае. Признаков восстановления тоже нет. Хотя рынки Рязанской, Калининградской, Ярославской областей упали не так сильно (30-35%), признаков восстановления там тоже не наблюдается. Продолжение отрицательной динамики также фиксируется в Архангельской и Калужской областях.
Там, где продажи иномарок в 2009 году не слишком "просели", дела лучше. Так, в Иркутской области продажи снижались всего на 27% и теперь восстановились практически до уровня 2008 года, когда было продано 4700 автомобилей. Признаки восстановления отмечены в Мурманской области, где в 2009 году рынок упал ненамного - 24%. В Алтайском крае спад в прошлом году был более значительный - 40%, но и подъем идет активнее +47% к 2009 году.
Среди аутсайдеров по темпам восстановления рынка оказалась Ростовская область (19 680 шт., -59,6%). "Такие медленные темпы восстановления рынка объясняются тем, что ТагАЗ почти прекратил выпуск моделей Hyundai, что сразу сказалось на местных дилерах этой марки. Если за 8 месяцев 2008 года в Ростове-на-Дону было продано 16,5 тыс. автомобилей этой марки, то в 2010 за аналогичный период было реализовано лишь 3,5 тыс. шт., то есть падение почти в пять раз", - говорит директор АА "Автостат" Сергей Целиков.
Аналитики подметили, что в целом восстановление региональных рынков иномарок в восточных регионах России идет более быстрыми темпами, нежели на европейской части страны. Хотя абсолютные объемы продаж пока все же не сопоставимы. Согласно прогнозу агентства "Автостат", рынок иномарок на докризисный уровень (2,1 -2,2 млн штук ) выйдет к 2013-2014 годам. При этом главная тенденция рынка, по словам Сергея Целикова, - существенное увеличение доли иномарок российской сборки. "К 2014 году они займут почти половину (46-48%) от общего объема реализации новых автомобилей", - говорит он. Причем восстановление региональных рынков будет зависеть не только от экономических показателей конкретных территорий, но и от активности дистрибьюторов и региональных дилеров. По данным "Автостата", во многих регионах регистрации иномарок пока существенно превышают продажи официальными дилерами. То есть потребители за новым автомобилем едут в соседние регионы или обращаются к неофициальным посредникам.