В сентябре исполнилось 20 лет с момента восстановления дипломатических отношений между Россией и Республикой Корея.
Президентом Республики Корея были предложены "Три шелковых пути" дальнейшего развития нашего взаимовыгодного сотрудничества, а именно взаимодействия в области энергетики, грузоперевозок и в сфере сельского хозяйства.
Сотрудничество в области энергетики является одним из важнейших. С 2009 года Корейская газовая корпорация (КОГАЗ) закупает на Сахалине 1,5 миллиона тонн сжиженного природного газа в год. Ожидается, что сотрудничество в этом направлении будет развиваться и после окончания строительства магистрального газопровода Сахалин - Хабаровск - Владивосток. С 2015 года Республика Корея будет закупать 7,5 миллиона тонн сжиженного природного газа в год, благодаря чему доля российского газа в структуре нашего импорта увеличится с нынешних 6 до 30%.
С 2010 года Республика Корея начала импортировать через приморский спецморнефтепорт Козьмино сырую нефть. Россия получила возможность продавать свои энергоресурсы не только на европейском, но и на азиатском рынке, то есть диверсифицировать рынки сбыта. В то же время у Республики Корея появилась возможность покупать энергоресурсы, добытые на месторождениях, расположенных географически близко, что сокращает время доставки и помогает избежать многих рисков, которые существуют при транспортировке энергоносителей из стран Ближнего Востока. Это ярко иллюстрирует пример нашего взаимовыгодного сотрудничества.
До недавнего времени большая часть грузов из Республики Корея в Россию и страны Европы перевозилась морем через Суэцкий канал. Время доставки составляло около 40 суток. В последнее время ситуация меняется: все больше грузов доставляется в Европу и Россию по Транссибирской магистрали. Это помогает корейским грузоотправителям экономить деньги и время, а российской стороне зарабатывать на транзитных перевозках.
Есть примеры сотрудничества в области сельского хозяйства. В России и на Дальнем Востоке есть свободные земли сельскохозяйственного назначения, а у нашей страны - финансовые ресурсы и передовые агротехнологии.
Среди других совместных проектов можно назвать строительство в Приморье судоверфи на базе Дальневосточного завода "Звезда", где будут строить крупнотоннажные суда, а также начатое в этом году производство корейских автомобилей на автозаводе "Соллерс-Дальний Восток".
В сентябре компания Hyundai Heavy Industries, администрация Приморского края и ФСК ЕЭС подписали меморандум о взаимопонимании по реализации проекта строительства завода электротехнического оборудования - сначала комплектно-распределительных устройств, а в дальнейшем и трансформаторов. Сейчас в Приморье в рамках подготовки к саммиту АТЭС идет модернизация энергетической инфраструктуры. Мы рассчитываем, что продукция завода будет востребована и в других регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока. Так что этот год был очень важным и плодотворным в развитии российско-корейских отношений, в том числе на региональном уровне.
Народная дипломатия - великолепный помощник официальной дипломатии. Ведь чем больше взаимных поездок, контактов, обменов различными делегациями, тем лучше народы двух стран узнают и понимают друг друга. Такие обмены необходимы: они способствуют развитию отношений в различных областях. Именно поэтому мы проводим такое большое количество разнообразных культурных мероприятий.
Нынешние российские студенты, изучающие политику, экономику, культуру, язык Кореи, равно как и корейские студенты, изучающие Россию, во многом будут определять взаимоотношения между нашими странами в будущем. Ведь именно им через некоторое время предстоит работать в государственных и общественных организациях, научно-исследовательских институтах, на больших и малых частных предприятиях России и Кореи, непосредственно участвовать в реализации различных совместных проектов.