Из этих соседей для России сегодня важнейшим является Китай. Его значение определяется и масштабами этой страны, и протяженностью общей границы, и возможным влиянием Китая на будущее развитие России, в особенности ее восточной части. Почти четырехсотлетняя история российско-китайских отношений уникальна. Она не знает ни одной войны, хотя трудные периоды и небольшие столкновения, конечно, случались. Вряд ли в мире можно найти двух других таких соседей.
Сегодня российско-китайские отношения находятся на пике своего развития. В двустороннем плане между Россией и Китаем не существует проблем, подобных тем, что мешают нашим связям с другими странами региона: ни территориальных (как с Японией), ни политических (как с КНДР). Проблемы пограничного разграничения на всей протяженности границы (4209,3 км), долгие годы остававшиеся причиной разногласий, полностью решены на основе принципов международного права. В 2006-м прошел "Год России в Китае", а в 2007-м - "Год Китая в России", программа которых предусматривала по нескольку сотен различных мероприятий в политической, экономической, культурной и других областях. Лидеры государств встречаются четыре-пять раз в год. Официально признано, что Россию и Китай связывают "отношения стратегического партнерства и взаимодействия".
Все это не означает, что между нашими странам не существует проблем. Но, как правило, они редко становятся темой широкой общественной дискуссии.
Сотрудничество с Китаем крайне важно для России в международном плане. Китай разделяет российский взгляд на будущее устройство мира, определяемый понятием "многополярность". Эти страны не устраивает мир, в котором полностью доминирует одна сила, не учитывающая их интересы. Зато их вполне устраивает послевоенная структура мира и сложившаяся система международного права, в рамках которой высшим авторитетом является Совет Безопасности ООН. Статус постоянных членов СБ ставит их в равное положение с США, государством во всех других отношениях более мощным и, естественно, стремящимся видоизменить эту систему, сковывающую их возможности.
И Россия, и Китай отрицательно относятся к советам извне относительно их внутриполитического устройства, называя это "вмешательством во внутренние дела", а также поддерживают друг друга в борьбе с сепаратизмом (Россия поддерживает Китай по тайваньскому вопросу, а Китай Россию - по чеченскому). Именно поэтому обе страны все последние годы выступают за сохранение принципов международного права и статуса ООН, координируют голосование в ООН по основным мировым проблемам, выступают с единой позицией на переговорах по Ирану, Южной Корее, Косово и многим другим острым вопросам мировой политики.
Китай - важный стратегический партнер России, и именно благодаря связям с ним (как и с другими странами Азии) российская политика способна стать менее односторонней, приобрести собственное лицо, а Россия - превратиться в один из центров мирового влияния.
Тот, кто хочет видеть Россию более самостоятельной и мощной, должен поддерживать развитие ее отношений с Китаем. Конечно, речь не идет о военном союзе, которого не желает ни сам Китай, ни Россия.
В экономической сфере Китай - один из важнейших партнеров России, сотрудничество с которым необходимо для развития прежде всего российских Сибири и Дальнего Востока. Кроме того, Китай - важный региональный партнер нашей страны; в рамках Шанхайской организации сотрудничества он совместно с Россией способствует решению общих задач в Центральной Азии - борьбе с религиозным экстремизмом и терроризмом, поддержанию здесь светских режимов, экономическому и социальному развитию государств региона.
Таким образом, сотрудничество с Китаем объективно усиливает позиции России на международной арене в качестве независимого центра силы.
Китай также заинтересован в России как в геополитическом и экономическом партнере, хотя следует признать, что в ее нынешнем состоянии Россия играет в китайской политике гораздо меньшую роль, чем Китай в российской. Тем не менее по ряду причин Китай предпочитает стабильную и сильную (хотя, возможно, и не слишком мощную) Россию. Стабильная Россия, способная стать независимым центром силы, интересует Пекин как определенный противовес в его сложных партнерско-конкурентных отношениях с США и Западной Европой, как один из гарантов, способных обеспечить "независимую и самостоятельную" внешнюю политику КНР. Стабильная ситуация на границе с Россией, так же как и с другими соседями, имеет большое значение для экономического развития Китая, то есть для осуществления основной цели, поставленной нынешним руководством страны. Наконец, Россия для Китая служит важнейшим источником некоторых товаров и сырья, которые он либо вовсе не может приобрести у других стран (как, например, вооружения), либо получает в недостаточном количестве (как, например, нефть, лес и другие виды сырья). Именно поэтому Пекин все последние годы настойчиво и конструктивно подходит к решению пограничных проблем, проблем миграции и двусторонней торговли.
Китай хотел бы видеть Россию стабильной и экономически развитой, он готов конструктивно содействовать развитию приграничных российских регионов. Российские страхи относительно его намерений в сочетании с бездействием в решении собственных проблем (развитие производства, создание благоприятного инвестиционного климата, развитие дальневосточных регионов и т. д.) ему не понятны.
В то же время и в Москве, и в Пекине прекрасно понимают значение конструктивных партнерских отношений с Западом, которые крайне необходимы обеим странам для укрепления своего положения на международной арене, решения важных международных задач (например, в области нераспространения ОМУ), а также задач экономического развития. Именно поэтому и Китай, и Россия выступают против создания антизападного военного союза.
Таким образом, тесные конструктивные отношения сотрудничества, не доходящие до крайностей как враждебности, так и союзничества, полностью соответствуют интересам и России, и Китая.
Российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество развивается бурными темпами. В пиковый 2008 год товарооборот превысил $56 млрд, и хотя это меньше, чем торговля Китая с рядом других партнеров, Китай стал третьим торговым партнером России и первом поставщиком товаров в нашу страну. И, хотя в 2009 году товарооборот существенно сократился, в 2010 он, вероятно, превысит уровень 2008 года. Тем самым будет достигнута цель, поставленная еще в начале 20 века - довести двустороннюю торговлю до $60-80 млрд. долл. к 2010 году.
Все это не означает, что в этой области проблемы отсутствуют. Россию беспокоит превышение объемов импорта над экспортом, падение доли машин и оборудования в экспорте, малые объемы взаимных инвестиций. Ряд из них уже активно решается. Так, запланированное на осень этого года завершение строительства нефтепровода из России в Китай даст двойное увеличение экспорта российской нефти (до 30 млн. тонн в год), и Россия выйдет на первое место среди поставщиков этого сырья в Китай. Во время визита премьера В.Путина в Китай в октябре 2009 года была подписана программа сотрудничества на 2009-2018 гг. между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири России и северо-востока КНР, где предусматриваются крупные взаимные инвестиции в ряд проектов на территории обеих стран. Девять из них на территории России уже реализуются.
В последнее время в КНР издаются работы, в которых утверждается, что страна должна активно, в том числе с использованием армии и флота, обеспечивать свои экономические интересы на всей планете и даже контролировать мировые ресурсы и их распределение. Официальные представители и эксперты обычно говорят, что подобные идеи - лишь частные мысли граждан. Однако в более откровенных разговорах многие признаются, что националистические теории поддерживаются и определенными кругами в силовых структурах.
В России замечают эту тенденцию, и, хотя пока не считают ее основной для китайского руководства, не могут ее не учитывать. В этом плане с еще большую актуальность получает необходимость углубления сотрудничества России с другими государствами Восточной и Южной Азии, где подобные озабоченности разделяют: Японией, Южной Кореей и, конечно, Индией.
Российско-китайские отношения развиваются также в рамках многосторонних групп и организаций. Важнейшими из них являются ШОС (где Индия имеет статус наблюдателя) и БРИК. ШОС для России и Китая - важнейший механизм согласования интересов в Центральной Азии. Здесь интересы Россия и Китая полностью совпадают. И Москва и Пекин хотели бы, чтобы государства Центральной Азии были стабильными, сохраняли светские режимы и успешно развивали свою экономику. Таковы же здесь и интересы Индии, и она как страна наблюдатель могла бы принять активное участие в решении проблем региона: борьбе с террористической угрозой и наркотрафиком, содействию развитию.
Важнейшим вкладом Индии могло бы быть стать содействие демократизации центральноазиатских режимов, пусть даже путем простого ознакомления общественности этих стран с опытом политического развития самой Индии.
Группа БРИК имеет большие шансы стать наиболее влиятельным из всех международных объединений, в которые входит Россия, так как является ядром согласования интересов основных незападных центров многополярного мира. Российским интересам (как и интересам Индии, Китая и других крупных, не входящих в западные структуры государств) отвечала бы эволюция структуры БРИК в структуру, де-факто альтернативную "Группе восьми".
В повестку дня обсуждений в рамках БРИК следует включить актуальные вопросы современного мира (реформа международных институтов, проблемы международной безопасности, в том числе энергетической, изменение климата). Особую важность приобретает проблема выхода из мирового финансового кризиса. Специфике БРИК отвечали бы такие темы, как сравнительный анализ моделей развития различных государств-участников (и других незападных моделей), их положительных и отрицательных сторон в свете нынешнего кризиса (например, китайской экспортной модели и индийской модели, более ориентированной на внутреннее потребление), а также обмен опытом антикризисных мер.
Развитие отношений России с Китаем не противоречат интересам других стран, но и не препятствуют интенсификации связей России с другими партнерами. Поставленная президентом Д.Медведевым цель модернизации российской экономики может быть достигнута при условии сотрудничества со всеми передовыми государствами мира, использования их полезного опыта. В особенности это касается таких традиционных друзей России, как Индия.
Александр Лукин, директор Центра исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО
Статья опубликована во вкладке Russia&India Report в The Times of India 29.09.2010
Английская версия также доступна в формате E-paper на странице 5
Тексты, опубликованные во вкладках, могут подвергаться стилистической правке со стороны газеты-партнера.