В Еврейской автономной области сельские учителя не любят слово "оптимизация"

Самый маленький класс в школе села Камышовка - четвертый. Здесь всего шесть детей.

Каждое утро за парты садятся  два Данилы, Надя, Аня, Степа и Вика. Учительница у детей только одна, Татьяна Геннадьевна Воронина. Своим коллегам-учителям, имеющим в классе под два десятка школьников, она слегка завидует: нынче чем длиннее список в журнале, тем выше учительская зарплата.

Принцип "деньги следуют за учеником", изменивший финансирование образования в последние годы, педагоги сельских школ не разделяют. Он им - как салфетка в борще.

- Это для городов хорошо, где много детей. А у нас даже если один школьник в селе, его надо учить, - объясняет Воронина. - И к уроку готовиться также основательно. Так что оптимизация лишь для мегаполисов хороша.

Зарплата сельской учительницы - 8 тысяч 700 рублей, с учетом того, что она обучает на дому ребенка-инвалида. У ее коллеги, имеющей класс в 19 человек, выходит вдвое больше.

- Получается, я виновата в том, что не нарожала в свой класс детей, - грустно шутит Татьяна Геннадьевна.

Сельский класс с самой современной электронной начинкой: даже загадки учительница теперь загадывает с помощью мультимедиа. Уровень развития шестерых одноклассников очень разный: одному нужна индивидуальная работа, другой схватывает все на лету.

- Городские учителя подрабатывают репетиторством, а деревня устроена по-другому: здесь принято подтягивать слабого просто так, потому что он слаб. И уж тем более селяне не готовы платить по полторы тысячи в месяц за "буксир", - говорит учительница.

Вообще, в Камышовке четыре педагога начальных классов. Если бы не специфика деревенской жизни, когда все знают друг о друге все: и уровень достатка, и способы заработка, то возникло бы между коллегами из-за разницы в зарплате непонимание. Но этого не наблюдается: причуды "оптимизации" давно обсуждены, компромиссы между односельчанками-учительницами найдены. Люди тут ни при чем, демография виновата, заключили они.

 По прогнозам, на будущий год в камышовскую школу придут шесть первоклассников. Это значит, что зарплата учительницы из четвертого класса останется на прежнем уровне еще четыре года. Но она находит в своем крохотном классе плюсы. Во-первых, есть время поработать индивидуально с учеником. Во-вторых, маленький класс - как семья, им не хочется расставаться даже после уроков.

Компетентно

Татьяна Хромова, руководитель отдела образования Смидовичского района Еврейской автономной области:

- Проблемами кадрового преобразования мы "переболели" еще три года назад. Сегодня установлена оптимальная численность педагогов и распределена нагрузка. В итоге в области нет вакансий. А в отдаленные школы недавно прибыли молодые специалисты, которые получат по президентской программе подъемные в 500 тысяч рублей. Надеемся, это полностью решит кадровую проблему.