Фотоаппарат может стать оружием в борьбе с рекламой

Фотоаппарат может стать оружием в борьбе с рекламой, которая закрывает от горожан памятники истории и культуры.

"Только на Бульварном кольце порядка тысячи рекламных конструкций, установленных без согласования с Москомнаследия", - заявил на днях заместитель председателя комитета по культурному наследию Москвы Александр Филяев. Он призвал горожан, которым не безразличен исторический облик столицы, с фотоаппаратом в руках пройти по улицам, сделать и прислать им снимки зданий, увешанных рекламой.

"Будем добиваться демонтажа всех рекламных конструкций, которые размещены незаконно", - пообещал зампред комитета. Корреспонденты "РГ" вняли призыву и отправились в центр города.

Гения не видно

Пушкинская площадь буквально облеплена всевозможными рекламными перетяжками, баннерами на строительных сетках, щитами, прочими конструкциями. На фасаде "Известий" практически не осталось свободных метров. Даже окна затянуты гигантской рекламой с брендом иностранного автомобиля (как там коллеги без дневного света?), а на крыше красуется установка страховой компании. Приезжему человеку трудно представить, что это за здание. Между тем "Известия" - объект культурного наследия, 1927 года постройки (архитекторы - Бархины).

Кинотеатр "Пушкинский" изуродован аляповатым зеленым пластиком, оставшимся со времен казино. Не лучший фон для памятника Пушкину. Впрочем, самого поэта со стороны Тверской улицы вообще не видно - его заслоняет огромный малиново-белый шатер.

Любимая москвичами "Пушка" - это часть Бульварного кольца, череды площадей и бульваров. "Его длина - от площади Пречистенских ворот до Большого Устьинского моста - девять километров, - просвещает нас специалист Москомнаследия Светлана Носкова. - Несмотря на свое название, "кольцо" не замкнуто - с юга его прерывает Москва-река. В составе Бульварного кольца - 12 площадей и 10 бульваров: Яузский, Покровский, Чистопрудный, Сретенский, Рождественский, Петровский, Страстной, Тверской, Суворовский (Никитский - новое название) и Гоголевский. Все они - памятники садово-паркового искусства. Кроме того, территория кольца включает фасады зданий и сооружений (ограды и ворота), располагающихся по красной линии застройки бульваров и площадей. Тут что ни здание, то памятник или ценный элемент историко-градостроительной среды. Реклама не должна заслонять памятники, лидировать, бросаться в глаза... Но поднимитесь из метро у храма Христа Спасителя - и первое, что увидите, это два больших пилона с рекламой"...

Запутались в сетке

Практически все рекламные конструкции на Бульварном кольце установлены с нарушением закона. Потому что к размещению любой наружной рекламы и информации на объектах культурного наследия предъявляются особые требования - по виду, размеру, цвету. Нельзя, например, крепить конструкции на архитектурные детали, на окна, витражи... Да много еще чего "нельзя" - во-первых, ради сохранности памятников, во-вторых, чтобы их красота была открыта горожанам.

"Настоящим наваждением в центре Москвы стала реклама на строительных сетках, - говорит Светлана Носкова. - Есть постановление правительства Москвы N 908-ПП, где прямо указаны условия, при которых разрешается размещение и эксплуатация рекламы на строительных сетках. Например, при проведении каких-либо работ, реставрационных или ремонтных, и до тех пор, пока они не завершатся. Кроме того, реклама не должна занимать более трети сетки, на остальной площади может быть изображение реставрируемого фасада. А что на практике? Многие здания годами стоят в сетках".

Вот здание на Большой Дмитровке, 1 - дом Благородного собрания 1780 года постройки (архитектор Матвей Казаков). Он даже с двух сторон закрыт сеткой с рекламой.

В сетке и Малый театр на Театральной площади, 1/6 - памятник федерального значения, 1824 год (архитектор Бове), хотя никакие работы здесь не идут.

В охранной зоне на Смоленской (Сенной) площади, 27 (стр. 1 и 1а) реклама занимает полностью весь фасад.

Стопроцентно закрыт дом N 3 по 1-й Тверской-Ямской улице, Центральный Дом художника... Этот список можно продолжать еще долго.

Пойдем по "миру"

Особый разговор о вывесках на магазинах, кафе и других объектах потребительского рынка. Их можно размещать на исторических зданиях, но, как рекомендует Москомнаследие, только на первых этажах. И буквы должны быть определенной высоты. Но каждый владелец "точки" старается привлечь к себе внимание потребителя, в итоге на одном доме оказываются вывески разных цветов, стилей и размеров.

Например, вокруг вестибюля станции метро "Чистые пруды" (объект культурного наследия, выстроен в 1935 году, архитектор Н.Я. Колли) от разношерстных вывесок рябит в глазах. Подобные места специалисты называют "шанхаем". Трехэтажное здание по соседству увешано ими снизу доверху. Кого тут только нет! Юристы и туристы, переводчики и перевозчики... Вывеска торчит даже на крыше, хотя стараниями Москомнаследия введен запрет на любые крышные установки на зданиях-памятниках и в зоне их охраны. "Это равнозначно надстройке, которая разрушает крышу и уродует архитектуру", - комментируют в Москомнаследии.

Как известно, в вывесках запрещено использовать иностранные слова (если это не фирменный логотип), но владельцы общепитовских точек нередко пренебрегают этим правилом. Или иностранное название написано крупно, а пояснения на русском - мелким шрифтом. Порой из смеси "французского с нижегородским" не поймешь, то ли тут ресторан, то ли контора.

Нелепы и пафосные названия магазинов. С чего вдруг такое количество вывесок со словом "мир"? К месту и не к месту. Понятно, если это "Книжный мир" или "Детский мир". Но "Мир виски", который на Тверском бульваре, или "Мир паркета" на Кутузовском?! А есть "Мир дверей", "Мир плитки", "Мир диванов", "Мир кожи и меха", "Мир кровли"... И еще несть числа другим таким же торговым "мирам". То есть обыденный потребительский товар стал главенствовать в нашем обществе, поднявшись на недосягаемую высоту.

Что в первую очередь бросается в глаза, когда гуляешь по центру Москвы? Редко на каком здании висят указатели с историческими названиями бульваров: Страстной, Сретенский, Рождественский... Зато огромные яркие перетяжки через бульвары назойливо внушают про лучший кошачий корм, лучшие стейки из Чикаго, открытие нового ресторана... Правда, возле драмтеатра имени А.С Пушкина на Тверском бульваре стоит треугольная конструкция с оригинальным текстом: "Реклама - не самое интересное в этом месте. Сходите в театр".

компетентно

Александр Филяев, заместитель председателя комитета по культурному наследию Москвы:

- Наши инспекторы выявили огромное количество не согласованных с Москомнаследия рекламных конструкций на памятниках истории и культуры. Возможно, они установлены давно, и даже с кем-то согласованы. Но порядок меняется, в законы вносятся поправки, поэтому нужно провести тотальную ревизию и выявить неправомерно установленные рекламные объекты. Мы обратились с этим предложением к городским властям. Получили формальный ответ, что на это у города нет средств.

Поэтому Москомнаследие и обратился к москвичам с просьбой помочь в инвентаризации рекламы: взять фотоаппарат и запечатлеть самые вопиющие конструкции.

К сожалению, из-за обилия всевозможной рекламы на улицах столицы, зачастую не видна историко-архитектурная среда города, что, его не украшает.

Присылать фото с наиболее возмутительной рекламой на электронный адрес Москомнаследия: rekl@mkns.mos.ru

Статус здания и его точное наименование можно узнать в автоматизированной системе "Городской реестр недвижимого культурного наследия города Москвы" на сайте www.mkn.com.mos.ru

Телефон инспекции по контролю за состоянием художественного оформления и рекламы (ОАТИ Москвы): 675-15-25 (в рабочие дни с 9.00 до 18.00).