Импортеры и производители аудио- и видеотехники будут платить компенсационные сборы

"Российская газета" публикует документ, защищающий экономические права музыкантов и авторов кинофильмов

Теперь права авторов, исполнителей и изготовителей музыкальных, аудиовизуальных произведений и фильмов защищены от "холостого" проката на частных звуко- и видеозаписывающих устройствах.

Сегодня "РГ" публикует постановление правительства "О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях".

Отныне импортеры и производители звуко- и видеовоспроизводящей техники (компьютеров, кинокамер, домашних телефонов, цифровых камер, магнитофонов, телевизоров, плееров, флешек и другой бытовой техники, а также DVD-дисков) будут перечислять в пользу авторов и исполнителей творческой интеллигенции так называемый компенсационный сбор. Авторские права определены в размере 1 процента от цены реализации либо таможенной стоимости каждой единицы товара. Послабление дано лишь для аппаратуры, приводимой в действие монетами, банкнотами, банковскими карточками, жетонами или другими средствами оплаты, а также телефонным автоответчикам - эта техника под компенсационные сборы не подпадает.

Заметим, отчисления в пользу авторов при воспроизведении музыки в личных целях предусмотрены частью IV Гражданского кодекса (ГК). Однако до сих пор эта норма не работала, так как не был разработан порядок выплат. Теперь он есть.

Как уже писала "РГ", по данным департамента экономической безопасности и противодействия коррупции Торгово-промышленной палаты, доля доходов непосредственных создателей музыки - исполнителей, авторов и композиторов - составляет немногим больше 20 процентов от общих доходов легальной музыкальной индустрии.

Если же учесть теневой оборот, то доля авторских доходов упадет до 8-10 процентов. Недавно в Москве и Подмосковье правоохранительные органы закрыли семь линий, выпускающих пиратскую продукцию. Объем производства превысил 50 миллионов DVD-дисков. А стоимость оборудования - 20 миллионов долларов, что говорит о высокой доходности "бизнеса".

Между тем вознаграждение за публичное исполнение с телеканалов, радиостанций, ресторанов, кинотеатров с 2009 года уже собирает аккредитованное государством Российское авторское общество. Кто будет управлять компенсационными средствами производителей бытовой техники, пока неизвестно. Но в Росохранкультуре пообещали назвать эту уполномоченную организацию сразу после публикации постановления. В документе говорится о сроках и пропорциях выплаты вознаграждения. Так, уполномоченная организация вправе будет распределять деньги не реже одного раза в год. При этом авторам достанется по 40 процентов, а исполнителям и изготовителям по 30 процентов. Рассчитываться размер вознаграждения должен на основании данных об использовании фонограмм и аудиовизуальных произведений при их публичном исполнении и сообщениях в эфире, соглашений об обмене информацией, а также статистических сведений по заказу уполномоченной организации. Для уплаты сбора каждый производитель обязан заключить договор с уполномоченной компанией. И вносить средства ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Производители обязаны также представлять отчет о реализации своих товаров. Пошагово расписываются аналогичные процедуры для импортеров. Впоследствии порядок будет унифицирован с законодательством стран - участниц Таможенного союза, что закроет дополнительные лазейки для импортеров. Это оговаривается в постановлении.

По словам директора по связям с общественностью Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой техники РАТЭК Антона Гуськова, в целом новые правила - наименее жесткий вариант введения авторского сбора за частное копирование. Однако некоторые нормы документа опасны для конкурентной среды. "Перечень оборудования чрезмерно широк и включает в себя товары (цифровые камеры, домашние телефоны, DVD-проигрыватели, деки), не предназначенные для копирования произведений", - поясняет Гуськов. Это может привести к нарушению конкурентной среды и злоупотреблениям. В неравные условия отныне поставлены производители и импортеры оборудования и носителей. Производители должны самостоятельно отчитываться перед уполномоченной организацией, а отчеты импортеров - проверяться на соответствие по данным, полученным от Федеральной таможенной службы. "Импортеры и производители должны крайне внимательно подойти к изучению предложенных уполномоченной организацией договоров и предусмотреть все возможные риски", - советует Гуськов.

Впрочем, соглашается эксперт, в тексте постановления, что крайне позитивно, учтен ряд принципиальных моментов, на которых настаивала Ассоциация РАТЭК. В частности, установлена довольно щадящая ставка сбора - не 3 или 5 процентов, как планировалось, а 1 процент.

Тем временем

В Госдуму внесены поправки в Закон "О связи" и в Гражданский кодекс, ограничивающие свободное "хождение" фонограмм и аудиовизуальных произведений, скачанных из Интернета и на мобильники. Перечень лиц, обязанных уплачивать средства для вознаграждений авторам, предлагается дополнить операторами связи. А для этого создать Резерв вознаграждений, за счет средств которого будут осуществляться выплаты. Базой расчета отчислений станут доходы операторов, полученные в течение квартала от оказания абонентам услуг, связанных со свободным воспроизведением фонограмм и аудиовизуальных произведений. Ставка обязательного сбора - 2 процента. Если эта норма будет нарушена, минкомсвязи сможет обратиться в суд с иском о взыскании обязательных отчислений.