Несмотря на то, что обе палаты французского парламента одобрили многострадальную пенсионную реформу, до финала протестного движения еще далеко.
По-прежнему не работают все 12 нефтеперерабатывающих заводов страны. С десяток из двух сотен хранилищ горючего заблокированы стачечниками. Вчера к их числу прибавилось еще одно, расположенное рядом с городком Фос-сюр-Мер в департаменте Буш-де-Рон, которое крайне важно в снабжении юга Франции.
В то же время полицейские отряды оттеснили пикеты, перекрывавшие доступ к топливному складу Сен-Пьер-де-Кор под Туром на западе страны, и десятки бензовозов смогли доставить бензин в близлежащие районы.
Как заявил советник президента Франции Николя Саркози по социальным вопросам Реймон Суби, примерно четверть АЗС "шестигранника", как частенько называют Францию ее граждане, закрыты по "техническим причинам" - там нет ни капли горючего. Тем временем правительство наращивает импорт из соседних стран - Германии, Италии, Испании, где бензина в избытке. По словам главы Французского союза нефтеперерабатывающей промышленности Жана-Луи Шилански, с этой недели ввоз горючего со 100 тысяч тонн в день будет увеличен в полтора раза, то есть в восемь-десять раз больше, чем это происходило до профсоюзной фронды.
Острое социальное противостояние отрицательно сказалось как на имидже инициатора реформы президента Николя Саркози, популярность которого, если верить опросу специализированного агентства ИФОП, снизилась с сентябрьских 32 процентов до нынешних 29, так и на экономике страны.
Хотя еще рано подводить окончательные итоги, однако по прикидкам министра экономики Кристин Лагард, страна ежедневно теряет от 200 до 400 миллионов евро. Львиная доля ущерба приходится на нефтехимию - примерно 100 миллионов евро. Страдает туристический бизнес - многие иностранцы предпочитают откладывать поездку во Францию на более поздний срок.
Особенно тяжело приходится мелким и средним предприятиям, занятым в строительном бизнесе. Некоторые из них из-за нехватки материалов оказались на грани банкротства, что вызвало гнев лидера их профессионального союза Жана-Франсуа Рубо, назвавшего блокаду НПЗ настоящим "экономическим терроризмом".
Ну а что профсоюзы? Они пока не собираются складывать оружие. "РГ" связалась с руководством одного из них - отраслевого объединения транспортников Всеобщей конфедерации труда ВКТ. По словам заместителя генерального секретаря этого профсоюза Жерома Веритэ, "борьба будет продолжена".
- Как и многие другие федерации, наша примет участие в намеченном на четверг седьмом дне единых действий против пенсионного закона, - заявил он. - Более того, мы уже наметили ряд акций, такие как демонстрации у аэропортов, как это было на прошлой неделе, когда мы блокировали доступ к ряду терминалов в парижских аэровокзалах Орли и Руасси-Шарль де Голль, в Клермон-Ферране и других городах.
"Действия правительства - безответственные, ибо оно упорно не желает прислушаться к требованиям миллионов французов и начать серьезные переговоры по пенсионной проблематике, которая касается нас всех", - считает Жером Веритэ.
По его мнению, большинство французов недовольны политикой Елисейского дворца, а это значит, что конфликт может в дальнейшем обостриться. Не исключено, что формы протеста в дальнейшем примут более радикальный характер.