"Геликон-Опера" вынужден отложить премьеру оперы "Князь Игорь"

Оригинальная партитура знаменитой оперы Бородина "Князь Игорь" не утрачена, как считалось. Авторская версия существует, и театр "Геликон-Опера" готовился показать ее москвичам.

Этот театр и создавался как экспериментальная площадка для новаторских и порою дерзких прочтений оперной классики. Новое открытие - оригинальная партитура великой оперы Александра Бородина "Князь Игорь" может не дойти до зрителя. Правительство Москвы приняло решение о приостановке реконструкции театра на Никитской.

После реконструкции в конце 2011 года здание "Геликон-Оперы" должно было открыться мировой премьерой "Князя Игоря" Александра Бородина. Эта классическая русская опера никогда еще не звучала в том виде, в каком ее написал автор. Музыка, которая исполняется и повсеместно известна, - это "Князь Игорь" в вольной обработке, сделанной после смерти композитора.

Еще к 1947 году, к 60-летию со дня смерти Бородина, Павел Ламм - тот самый, кто восстановил подлинного "Бориса Годунова", - реконструировал авторскую версию, сведя вместе все сохранившиеся материалы "Князя Игоря", более двухсот рукописей Бородина. Из материалов Ламма, хранящихся в Музее музыкальной культуры имени М.И. Глинки, выясняется, что "незавершенность" "Игоря" - в большой степени легенда. Бородин работал над оперой, хотя и с перерывами, восемнадцать лет и в целом ее закончил. Требовалось только оркестровать часть номеров. Однако Римский-Корсаков и Глазунов предпочли заново переписать большую часть абсолютно завершенной автором музыки, заодно выбросив все, что не вписывалось в их видение истории похода путивльского князя на половцев - а ведь Бородин досконально изучал русские летописи. Помимо этого Глазунов сочинил за Бородина третий акт методом "фантазий на темы автора".

Что бы получилось, если бы Толстой переписал на свой вкус роман Достоевского или Чехов - Тургенева? Но именно это произошло с "Князем Игорем".

Сейчас в театре идет огромная работа над материалами из музея имени Глинки, чтобы по прошествии стольких лет вернуть к жизни подлинную оперу Бородина.

Услышат ли "Князя Игоря" москвичи, а вместе с ними и новый мэр Москвы, человек с почти оперной фамилией (Собинин, герой патриотической оперы Глинки "Жизнь за царя", жених Антониды, трубит в набат и спасает Михаила Романова, а вместе с ним и Русь от вражьей силы)? Об этом мы скоро узнаем.

Кстати

По сообщению РИА Новости, создатель и руководитель театра "Геликон-Опера" Дмитрий Бертман получил предложение возглавить Шведскую королевскую оперу. На вопрос агентства, как относится режиссер к этому предложению, Дмитрий Бертман ответил, что его судьба целиком зависит от решения московских властей - заканчивать или нет реконструкцию здания "Геликон-Оперы". "Я хочу работать на родине, в своем родном городе Москве, в родном театре, который я создал для москвичей и российских зрителей и в котором проработал 20 лет. Но сегодня в связи с приостановлением работ в новом здании "Геликон-Оперы" на Большой Никитской мое решение будет зависеть от решения правительства Москвы и нового мэра о судьбе "Геликон-Оперы".